Головна / Статті / Історія / “Штази” – одна из лучших коммунистических разведок (часть 1-я)

“Штази” – одна из лучших коммунистических разведок (часть 1-я)

8 февраля 1950 года, было создано Министерство государственной безопасности Германской Демократической Республики (МГБ ГДР) – одна из наиболее сильных и эффективных спецслужб социалистического блока, по мнению многих историков уступавшая по возможностям только Комитету государственной безопасности Советского Союза. По крайней мере, на протяжении многих десятилетий проискам «Штази» (восточногерманской разведки) приписывались и деятельность Фракции Красной Армии и других леворадикальных террористических организаций в Федеративной Республике Германия, и поддержка палестинского национально-освободительного движения, и даже курирование деятельности Эрнесто Че Гевары в Латинской Америке.

Решение о создании МГБ ГДР было принято Политбюро ЦК Социалистической единой партии Германии 24 января 1950 года, а 8 февраля 1950 г. парламент ГДР единогласно одобрил принятие закона о создании Министерства государственной безопасности Германской Демократической Республики. Таким образом, вновь созданное МГБ ГДР сменило Главное управление защиты экономики, отвечавшее за государственную безопасность в 1949-1950 гг. Создание Министерства государственной безопасности ГДР стало следствием укрепления специальных служб республики и происходило под непосредственным влиянием СССР. Даже название свидетельствует о «советском опыте» – спецслужба была названа по образцу советского МГБ, отвечавшего в начале 1950-х гг. за государственную безопасность СССР. Создания сильной спецслужбы требовали интересы обеспечения национальной безопасности ГДР и потребности Советского Союза в укреплении контроля над Восточной Германией – одним из ключевых государств социалистического блока. Министерству государственной безопасности также были подчинены пограничные войска и транспортная полиция, хотя народная полиция ГДР осталась в ведении Министерства внутренних дел республики. К концу 1952 г. в аппарате МГБ ГДР работало 8800 сотрудников (по сравнению с 4500 сотрудниками в конце 1951 года).

Также в состав МГБ ГДР входил Берлинский охранный полк «Феликс Дзержинский», выполнявший задачи по охране государственных и партийных учреждений. В состав полка входили 4 батальона, артиллерийский дивизион, антитеррористическая команда «А» в составе двух разведывательных рот.

Первым руководителем МГБ ГДР был назначен Вильгельм Цайссер (1893-1958) – бывший офицер германской армии, а затем – профессиональный революционер. В годы Первой мировой войны выпускник учительской семинарии Вильгельм Цайссер служил в германской армии в звании лейтенанта, а затем, после окончания войны, вернулся к школьному преподаванию.

На протяжении трех десятилетий МГБ ГДР было сильнейшей спецслужбой в Центральной Европе и одной из сильнейших спецслужб в мире. Министерство государственной безопасности ГДР обладало крайне эффективной разведывательной службой, одной из главных задач которой в 1960-е – 1970-е гг. стало участие в формировании и поддержке национально-освободительных и коммунистических движений в странах Азии и Африки, а также сотрудничество с леворадикальными организациями в соседней ФРГ и некоторых других странах Европы. Первоначально внешняя разведка МГБ ГДР сталкивалась с серьезными затруднениями в своей работе, поскольку ГДР не было признано многими странами мира и, соответственно, отсутствовала возможность создания легальных представительств при посольствах. Однако нелегальная работа лишь пошла на пользу спецслужбе, способствовав повышению эффективности ее деятельности и улучшению профессиональных качеств сотрудников.

Практически с самого начала существования, с декабря 1952 года, восточногерманскую внешнюю разведку – Главное управление разведки МГБ ГДР – возглавил Маркус Вольф (1923-2006). Он был сыном немецкого коммуниста Фридриха Вольфа и еще в юности прошел подготовку в СССР, куда семья эвакуировалась после прихода нацистов к власти в Германии. В конце мая 1945 гг. 22-летний Вольф был направлен в Германию в числе прочих немецких коммунистов для обеспечения прихода к власти германской компартии. Первое время он работал в качестве корреспондента в средствах массовой информации, затем, после создания ГДР в 1949 г., получил назначение первым советником посольства страны в Советском Союзе. В августе 1951 г. Маркуса Вольфа вызвали из Москвы в Берлин, где он приступил к работе в создаваемой службе внешнеполитической разведки ГДР. В декабре 1952 г. он возглавил внешнюю разведку ГДР, на которую тогда работало лишь 12 внедренных агентов. За три десятилетия руководства разведслужбой Вольфу удалось довести численность внедренных агентов до полутора тысяч человек, многие из которых занимали серьезные позиции в правящих структурах государств – противников, в том числе и в ФРГ.

Наиболее важным направлением деятельности «Штази» стала работа против соседней ФРГ. Именно на этом направлении были сосредоточены основные силы восточногерманской разведки, тем более, что и советское руководство требовало от подшефных спецслужб ГДР информации о ситуации в Западной Германии. Агенты «Штази» работали в правительстве и спецслужбах ФРГ, наблюдали за бундесвером и американскими войсками на территории Западной Германии, следили за деятельностью НАТО в Федеративной Республике Германии. Поскольку на территории ФРГ размещались многочисленные войсковые соединения НАТО, в задачу агентов «Штази» в Западной Германии входило, в первую очередь, наблюдение и сбор разведывательных данных о деятельности войск НАТО.

По мнению американских и западногерманских исследователей, именно «Штази» стояла за спиной леворадикальных террористов из Фракции Красной Армии (Rote Armee Fraktion) и некоторых других организаций, в 1970-е – 1980-е гг. ведших на территории ФРГ «городскую партизанскую войну». Однако в действительности вклад «Штази» в деятельность ультралевых преувеличен.

Восточногерманское руководство никогда не испытывало особых симпатий к Фракции Красной Армии и другим подобным группам, поскольку их идеология существенно расходилась с официальной советской версией коммунистической идеологии. С другой стороны, коммунистические убеждения членов Фракции Красной Армии не могли не вызывать определенной благосклонности у некоторых руководителей восточногерманских спецслужб. Поэтому боевики RAF, скрывавшиеся от западногерманского правосудия, находили убежище на территории ГДР.

Продолжение следует…

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *