Головна / Статті / Історія / Воздушная мощь Израиля: начало. Часть ВТОРАЯ

Воздушная мощь Израиля: начало. Часть ВТОРАЯ

Продолжение статьи о рождении ВВС Израиля после Второй мировой войны. Первая часть здесь.

В 24:00 14 мая 1948 года истекал срок действия британского мандата на управление Палестиной. Власть должна была перейти к палестинским арабам, и только на 1 октября было намечено провозглашение арабского и еврейского государств. Разумеется, арабы к тому времени намеревались полностью решить «еврейскую проблему», то есть «сбросить евреев в море». Последних такая перспектива не особо прельщала, и в ночь на 15 мая они объявили об образовании Государства Израиль, продолжив в свою очередь, активно внедрять в жизнь принцип: «Народу без земли — землю без народа».

Израильские машины над колонной, Палестина, 1948 г.

Началась официальная война между Израилем и Лигой арабских государств (ЛАГ), в которую входили Египет, Иордания, Ирак, Ливан, Сирия, Йемен и Саудовская Аравия (впрочем, две последние страны воевали только на бумаге).

Среди малочисленных арабских «армий», двинувшихся в «победоносный поход», реальную силу представлял только Трансиорданский арабский легион (10 тысяч человек), который действовал на Иерусалимском направлении. Это были арабские бойцы, обученные и вооруженные по британским стандартам.

Вторую реальную силу, главным образом из-за своей численности, представлял египетский Экспедиционный корпус, который сразу занял прибрежный сектор Газа и развил наступление в направлении к Тель-Авиву. Две сирийские бригады при поддержке считанных танков пытались освободить захваченные евреями арабские районы Галилеи, иракские войска атаковали на Центральном фронте, а ливанские батальоны вели вялые перестрелки на севере Галилеи. Кроме того, в самой Палестине действовали многочисленные арабские партизанские группировки, такие как «Армия освобождения арабов», отряды Великого муфтия Палестины и прочие.

Хотя численно арабские силы практически не превосходили израильские, но имели значительное количество тяжелого вооружения. На считанные израильские танки, орудия и бронемашины приходилось несколько десятков арабских танков, бронемашин и пушек. Да и против коллекции израильских «примусов», до этого практически безнаказанно терроризировавших арабов днем и ночью, теперь противодействовали настоящие боевые самолеты. Тот же Египет отправил на фронт около 20 «Спитфайров» и несколько переоборудованных транспортных С-47, получивших полуофициальное название «Дакота-бомбер». Сирия располагала эскадрильей легких штурмовиков Т-6 «Харвард», а Ирак послал на войну 12 легких бомбардировщиков Авро «Энсон» (базировались в Иордании).

Хотя все заранее знали, что 15 мая состоится провозглашение Государства Израиль и автоматически начнется война с Лигой арабских государств, налет двух египетских «Спитфайров» в 5:25 оказался для персонала авиабазы Сдэ Дов полной неожиданностью. Зенитчики проспали налет в прямом смысле слова. Когда египтяне, сбросив бомбы и расстреляв боезапас по стоящим вдоль полосы самолетам, ушли в сторону моря, израильтяне принялись подводить итоги собственного головотяпства. А они были неутешительными — повреждены две «Дакоты», Рипаблик «Сиби», Бич «Бонанза», «Дрэгон Рапид» и два «Остера», один из которых пришлось списать как не подлежащий восстановлению. Только после такого погрома все, что еще могло летать, немедленно разбросали по небольшим взлетным площадкам, и уже в ходе следующего налета (в 8:00) потерь не было. Атаке египтян подверглась и база эскадрильи «Негев», но там обошлось без потерь.

Египетская атака на Сдэ Дов выявила недостатки в организации «Шерут Авир». Например, все самолеты эскадрильи «Тель-Авив» были сконцентрированы на одном аэродроме, не имевшем достаточно зенитных средств, ни один самолет не был закамуфлирован. О низкой дисциплине и боеготовности говорит и тот факт, что, несмотря на тревожную обстановку, командир авиабазы отсутствовал, а большинство зенитчиков спокойно спало.

Камуфлированный «Остер» эскадрильи «Галилея», 1948 г.

Впрочем, евреи тем и отличались от арабов, что быстро учились. Так, в экстренном порядке все самолеты были закамуфлированы. Причем используемые цвета и особенно расположение пятен полностью зависели от исполнителей, хотя преобладала зелено-коричневая гамма цветов. Сразу же возникла и проблема идентификации – так как немногочисленные еврейские зенитчики открывали огонь по любому самолету  в небе. В итоге снова пошла импровизация – Борис Сеньер нарисовал на одном из самолетов контур звезды Давида. Однако с земли такой знак был не различим, и чуть позже шестиконечную голубую звезду поместили в белый круг. Так появился ставший знаменитым на весь мир и узнаваемый символ авиации Израиля.

Начало войны было неутешительным для молодого еврейского государства – уже в ходе первого дня боев египтяне освободили Газу, а иорданцы — стратегически важный арабский город Латрун. В попытке хоть как то остановить наступление в бой бросили «примусы». Уже наступившей ночью «Остер» из эскадрильи «Галил» с экипажем в составе Переса Гроссера и Аврахама Балатуты сбросил четыре бомбы на мост через реку Иордан. Мост остался цел, а вот насосная станция «Иракской нефтяной компании» в результате этой бомбежки горела пяти суток, освещая местность арабским танкистам.

16 мая атакам египетских «Спитфайров» подверглись аэродромы Тель-Ноф (поврежден один С-46), а также Нирим и Нирам. С последнего эскадрилья «Негев» была вынуждена перелететь в Дорог, а на следующий день штурмовой удар пришелся на Сдэ Дов, где были повреждены два «Остера».

Не отставали и сирийцы, которые 17-го числа четверкой «Харвардов» атаковали аэродром Явнил. Хотя потерь в матчасти не было, однако от греха подальше четыре «Остера» и «Аргус» эскадрильи «Галил» перебросили на Маханейм.

24 мая последние британские самолеты покинули бывшую Палестину. Накануне английские солдаты и офицеры ВВС развлекались тем, что сжигали аэродромные постройки и склады, стремясь ничего не оставить израильтянам.

После ухода британцев перед еврейским правительством, что называется «в полный рост» встала проблема поиска геополитических союзников, которые могли бы оказать конкретную помощь в борьбе с арабами. Соединенные Штаты запретили продажу оружия на Ближний Восток. Государственный департамент объявил, что не будет выдавать паспорта лицам, намеренным служить в неамериканских вооруженных силах. Это напрямую было направлено против американских евреев, которые хотели помочь Израилю.

Великобритания отказалась присоединиться к эмбарго на поставки оружия в «горячий» регион и подписала крупные контракты с арабскими странами и не хотела терять деньги. Арабы, открыто готовившиеся и заявлявшие о войне с еврейским государством, продолжали получать оружие в огромных количествах. Но в то же время Европа и США отказали евреям в поставках оружия, заведомо обрекая возможное, но еще даже не рожденное, государство Израиль на гибель.

Мало того, западные державы подготовили в Совете Безопасности ООН проект заявления «о проникновении вооружений морским и сухопутным путем в Палестину», имея в виду помощь именно и только евреям со стороны советского блока. Заявление должно было помешать евреям получать оружие. Однако представитель СССР Громыко наложил на него вето.

Дело в том, что еще 5 февраля 1948 года будущий министр иностранных дел Израиля Моше Шерток беседовал с тем же Громыко и просил советское руководство помочь оружием. К тому времени уже было решение Сталина вооружить палестинских евреев, чтобы они смогли создать свое государство. И оружие евреи получили – правда, не напрямую, а через своего сателлита – Чехословакию.

Первые израильские летчики-истребители на фоне первого боевого самолета S-199.

В апреле 1948 года в рамках большого соглашения с Чехословакией еврейское государство купило в том числе и 10 истребителей «Авиа» S-199, все необходимые боеприпасы и запчасти по баснословной цене (позже их количество увеличилось до 25). По документам покупали «учебные самолеты С-210», что было отчасти правдой – это было заводское обозначение истребителя. Фактически этот чехословацкий истребитель был плохой копией легендарного истребителя «Мессершмитт» Ме-109G/К. Причем именно копией, а не модификацией. Фактически это была попытка чехословацких конструкторов создать истребитель из оставшихся на авиазаводах страны запчастей от Bf-109 и других самолетов. К примеру, вместо стандартных двигателей DB-605 на новый самолет пришлось ставить более мощные (и соответственно более тяжелые) Юмо-211Ф, которые устанавливались на бомбардировщик «Хейнкель» Не-111. Это сильно ухудшило летно-технические характеристики самолета.

Одновременно с заключением контракта в Чехословакию отправились десять летчиков (пять летчиков-истребителей и пять пилотов-любителей) для переучивания с таким расчетом, чтобы одновременно с получением самолетов их сразу можно было бросить в бой. И как показали дальнейшие события это было правильное решение.

Именно «Авиа» S-199 стали первыми боевыми самолетами израильтян и время «примусов» безвозвратно уходило.

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ 3-й полк

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *