Одна из наиболее распространенных версий происхождения курдского этноса возводит его историю к древним иранским племенам, создавшим знаменитое Мидийское царство. Как бы там ни было, но сегодня курды достигают численности, по разным данным, в районе 30-35 миллионов человек! В Украине населения по разным оценкам 43-45 миллионов.
Курдистан занимает ключевое геополитическое и геостратегическое положение в ближневосточном регионе, а борьба курдов за национальное освобождение делает курдский вопрос актуальной проблемой современной мировой политики. Особенностью географического положения Курдистана является отсутствие четких физических и юридически фиксированных политических границ. Название Курдистан (буквально – «страна курдов») относится не к государству, а исключительно к этнической территории, в которой курды составляют относительное большинство населения и географические координаты которой не могут быть точно определены, поскольку они носят сугубо оценочный характер.
Курды проживают не только в Турции (13-18 млн. чел.), Ираке (6,5 млн. чел.), Иране (6-8 млн. чел.), Сирии (2 млн. чел.), но и в Афганистане, Ливане, Армении, Казахстане, Азербайджане, России, Израиле, Туркмении, Грузии. Крупнейшая за пределами традиционного ареала расселения курдов диаспора существует в Германии – здесь живет по меньшей мере 800 тысяч курдов, в первую очередь эмигрировавших из Турции. В настоящее время курды один из самых крупных этносов мира лишенный права на самоопределение и государственный суверенитет.
Курды говорят на нескольких диалектах, самыми крупными из которых являются (в порядке преобладания численности носителей): корманджи, сорани, лури и заза. Корманджи распространен в турецком Курдистане, сирийском Курдистане и на северо-западе иракского Курдистана; сорани является преобладающим на юге и на востоке Курдистана; лури распространен на крайнем юге, а заза — на самом северо-западе.
Горные районы Ирака, в районе городов Киркук и Эрбиль, называют одним из эпицентров расселения курдского этноса на Ближнем Востоке. В частности, именно в Ираке находятся религиозные центры езидов. Езиды – это особая этноконфессиональная общность, говорящая на языке курманджи и исповедующая езидизм – древнюю религию, упрощенно называемую в некоторых источниках «солнцепоклонничеством». Часть езидов утверждает, что они являются самостоятельной нацией, отличающейся от соседних курдов-мусульман, прежде всего своими религиозными взглядами, но также и особенностями культуры. Другие выступают приверженцами интеграции курдов – мусульман и езидов, утверждая, что это лишь два вероисповедания одной и той же нации. Естественно, что езиды, имеющие собственное мировоззрение, отличную от ислама религию и тысячелетние традиции, для фанатиков из ИГИЛ стали одной из первоочередных мишеней, может быть даже более интересной, чем христианские меньшинства Ирака и Сирии – армяне, ассирийцы и арабы – православные и католики.
На территории Иракского Курдистана находится знаменитый религиозный центр езидов – Лалеш – храм солнца с двумя священными для езидов всего мира источниками – Гания Земзем и Гания Спи. Однако, большую часть курдского населения Ирака испокон веков все же составляли курды-мусульмане. Крупнейшее курдское племя Ирака барзан, из которого происходит знаменитая семья курдских политических деятелей Барзани, на протяжении последнего столетия руководившая национально-освободительным движением иракских курдов, также исповедует ислам. Однако мусульмане курды – либеральные, намного более веротерпимые, нежели свои арабские соседи. Это объясняется тем, что большинство курдов исповедует суфизм, а то и близкие к шиизму религиозные течения. Племя барзан, в частности, относится к суфийскому тарикату Накшбандийя.
Деятельность тариката Накшбандийя началась на территории проживания племени барзан в начале XIX века. Шейхи суфийского ордена стали религиозными и военно-политическими лидерами племени, во многом определяя его политику. Собственно, они и заложили основы веротерпимости иракских курдов: помимо собственно племени барзан, исповедовавшего ислам, к союзу под руководством шейхов Накшбандийя относились также ассирийские селения, исповедующие христианство несторианского толка, а также курдские евреи. Шейх Ахмед Барзани, один из первых руководителей тариката и вождей племени барзан, проповедовал в Иракском Курдистане вполне прогрессивные взгляды. Он запрещал безосновательные убийства и нападения на всех живых существ, начиная от людей и заканчивая животными и деревьями, запретил насильственные браки и выкуп за невесту, считал целью человеческого существования добродетельную жизнь, проповедовал веротерпимость.
С начала ХХ века племя барзан стояло у истоков национально-освободительной борьбы иракских курдов. В частности, именно барзан под руководством своих шейхов, подняли в 1919 г. антианглийское восстание, а в 1945-1946 гг. пытались создать на территории Иранского Курдистана Мехабадскую республику. После падения Мехабадской республики, курды во главе с Мустафой Барзани спаслись, перейдя на территорию Советского Азербайджана. Первоначально Сталин надеялся с помощью Барзани и его соратников подчинить советскому влиянию Курдистан, однако потом предпочел прекратить обучение курдов военному делу на базах в Азербайджане и депортировать их в Узбекистан. Часть курдов осела там и осталась, сам же Мустафа Барзани в 1958 г. вернулся в Ирак, где проживал до 1975 г., а после поражения очередного восстания – уже антииракского – был вынужден эмигрировать в соседний Иран, где и умер. Нынешний президент Иракского Курдистана Масуд Барзани (р.1946) – сын Мустафы и племянник шейха Ахмеда Барзани. Племянник Масуда Барзани Нечирван Барзани (р.1966), в свою очередь, возглавляет правительство Иракского Курдистана и является заместителем председателя Демократической партии Курдистана
Естественно, что пользовавшиеся в Иракском Курдистане большим авторитетом люди Барзани в конечном итоге, после падения правительства Саддама Хусейна, и составили костяк новой власти на территории фактически независимой республики. Ведь хотя Курдистан входит в состав Ирака, он обладает полной автономией, включая не только наличие собственных органов власти, но и собственных вооруженных сил.
Военно-патриотический центр 3-й полк