Правительство Индии решило отменить автономию Джамму и Кашмира – преимущественно мусульманского штата, из-за которого между Индией и Пакистаном случились две войны и один серьёзный конфликт. В регионе опасаются, что этот шаг снова резко обострит обстановку.
Во второй половине прошлого века были периоды, когда новости из горного Кашмира не сходили с первых полос мировой прессы. Этот регион был причиной трех из четырех больших вооруженных конфликтов между Индией и Пакистаном в 1947, 1965 и 1999 годах, причем в 1999 году обе страны уже были ядерными державами.
Все остальное время обстановка в Кашмире и вокруг него тоже была далека от мира и спокойствия.
И вот теперь Нью-Дели предпринял шаг, возмутивший и кашмирских мусульманских политиков, и Пакистан.
Правящая в Индии националистическая Бхаратия Джаната парти (BJP, Индийская народная партия) в понедельник внесла проект президентского указа об отмене статьи 370 конституции, по которой штат Джамму и Кашмир – единственный преимущественно мусульманский штат Индии – имеет особый статус.
По этой статье к ведению властей штата относится большинство важнейших вопросов внутренней политики, в ведении же центральных властей в Нью-Дели оставлены лишь внешняя политика и оборона.
BJP таким образом выполняет свое предвыборное обещание. Партия одержала уверенную победу на парламентских выборах в апреле-мае этого года. BJP объясняет этот шаг желанием полностью интегрировать Джамму и Кашмир.
Помимо подписи президента, отмена статьи конституции требует согласия правительства штата, но в Джамму и Кашмире правительства нет с лета прошлого года, когда та же BJP вышла из коалиции с мусульманской Народной демократической партией, и штат по сути управляется напрямую из Дели через губернатора.
Пакистан назвал решение индийцев отменить особый статус Джамму и Кашмира незаконным и пообещал противодействовать ему всеми возможными способами.
“Индия играет в опасную игру, которая будет иметь серьезные последствия для регионального мира и стабильности”, – сказал министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши.
В 1947 году, во время раздела Британской Индии, преимущественно мусульманский Кашмир (сейчас в индийской части – более 60% из 12 миллионов населения) по идее должен был бы отойти к мусульманскому Пакистану. Но княжеством Кашмир и Джамму тогда правил махараджа-индус, Хари Сингх. Махараджа решил войти со своими владениями в состав Индии, но мусульманское большинство его подданных было против.
Начался вооруженный конфликт, и отряды кашмирских племен при поддержке пакистанской армии захватили часть – примерно треть – владений махараджи. Эта часть до сих пор остается под контролем Пакистана, а линия фронта с годами превратилась в так называемую “линию контроля” – де-факто границу, которую де-юре не признает ни та ни другая сторона.
В 1965 году между Индией и Пакистаном случилась еще одна война из-за Кашмира – около семи тысяч убитых, крупнейшие сражения бронетехники со времен Второй мировой, сотни подбитых танков и десятки сбитых самолетов. Причем в ходе этой войны Индия атаковала Восточный Пакистан – нынешнюю Бангладеш.
В 1999 году произошел конфликт меньшей интенсивности – так называемая “Каргильская война”, двухмесячные бои за кашмирский регион Каргил. К этому времени обе страны уже обзавелись ядерным оружием.
Помимо прямых столкновений вооруженных сил двух стран, в Кашмире регулярно происходили стычки индийской армии с вооруженными группировками, в поддержке которых Индия неизменно обвиняет Пакистан.
Источник: www.bbc.com
Как только наш страж завершил свой боевой клич (пограничник-пакистанец перекричал его на считанные секунды), он, чеканя шаг, двинулся в сторону Пакистана, пятеро его товарищей по оружию маршировали следом, выпятив грудь. Они выдвинулись на середину дороги и начали синхронно топать ногами и выбрасывать их вверх. Их экстравагантно украшенные головные уборы чудесным образом ни разу не шелохнулись, и ни один мускул не дрогнул на лицах, с которых не сходило зверское выражение. Время от времени то один, то другой пограничник устремлял угрожающий взор в сторону пакистанской границы, словно хотел нагнать страху на соперников.