Латинская Америка стремительно левеет. Страна за страной выходят из «зоны американских интересов». «Доктрина Монро» рассыпается. На этом фоне Колумбия — абсолютная противоположность латиноамериканскому «мейнстриму».
Президент Альваро Урибе Велес, как и все предыдущие лидеры страны, остается верным союзником США. Соединенные Штаты, по сути, напрямую участвуют в колумбийской гражданской войне, оказывая военную и финансовую помощь правительству в его борьбе с наркокартелями и марксистскими повстанческими группировками, которые они, собственно говоря, тоже считают идеологически мотивированными наркокартелями.
Гражданская война тянется уже 43 года. ЦРУ и Пентагон так или иначе в ней всегда участвовали, но после 11 сентября 2001 года Колумбия была объявлена полноценным фронтом всемирной американской «войны с террором». Для Вашингтона Колумбия — последний настоящий плацдарм влияния в Южной Америке, его потеря будет означать фактический уход американцев с континента. Борьба с наркотрафиком и партизанами — удобный предлог для наращивания американского военного присутствия в этом богатом нефтью регионе. Кроме того, главный противник — партизаны Революционных вооруженных сил Колумбии — Армии народа (РВСК-АН) — давние и последовательные антиглобалисты и враги неолиберальной экономики. Нанести им окончательное поражение — «дело чести» даже не для военной, а для финансово-экономической системы США.
С 2000 года в Колумбии в действие последовательно вводились комплексные планы борьбы с наркогруппировками и повстанческими движениями — «Колумбия» и «Патриот». Недавно президент Урибе объявил о новом плане с недвусмысленным названием «Победа».
НЕУЛОВИМАЯ АРМИЯ
Главное отличие нового плана от предыдущих состоит в том, что он направлен прежде всего против партизан. Наркотрафик — дело второе. Однако командование РВСК-АН за долгие годы войны хорошо научилось адаптироваться к любой новой военной кампании очередного центрального правительства. Появившиеся в середине 60-х годов прошлого века крестьянские партизанские отряды РВСК (также известна как FARC) долгое время были союзниками компартии Колумбии и, по сути, составляли ее боевое крыло. В 80-е их пути разошлись. Повстанческих группировок тогда было много, но одни договорились с правительством и сложили оружие, другие — Национальная армия освобождения и Народная освободительная армия — значительно ослабли. И только РВСК сумели сохранить и силу, и влияние. Крестьянская смекалка всегда определяла гибкую тактику движения.
Структурно движение разделено на девять блоков (дивизий), которые, в свою очередь, разбиты на 60 фронтов (численность каждого 100–150 бойцов). Плюс к этому небольшие мобильные колонны. Не имея возможности нанести поражение правительственным войскам в открытом бою, повстанцы ведут войну на истощение, время от времени нанося удары крупными силами в самом неожиданном месте.
УДАРОМ НА УДАР
До прихода к власти жесткого прагматика Урибе в 2002 году партизаны вообще были полновластными хозяевами джунглей и гор. Армия и силовые структуры были в состоянии упадка. Предшественник Урибе пре- зидент Андрес Пастрана, надеясь умиротворить РВСК, даже выделил им «демилитаризованную зону» (42 тыс. кв. км), но те, зону заняв, оружие не сложили. Новый президент резко изменил ситуацию. За счет американской помощи (600 млн. долларов в год) и увеличения внутренних налогов он удвоил военные расходы, в армии начались глубокие реформы.
«Зона» была ликвидирована. Изменилась тактика контрпартизанских операций. В мае 2004 года 18-тысячная армейская группировка при мощной поддержке ударных вертолетов провела операцию в провинциях Мета, Кауэта и Гуавиаре. Сюрприз был в том, что, выгнав партизан из городов в сельву, войска не ушли торопливо на свои базы, как это обычно было прежде, а стали в городах гарнизонами.
Повстанцы в ответ изменили тактику. Фронты разбились на еще более мелкие трудноуловимые группы по шесть бойцов и развернули снайперскую и минную войну, атаковали полицейские участки, устраивали засады на армейские патрули и взрывали объекты инфраструктуры. Солдаты гибли в джунглях от малярии и укусов клещей. И все же активность РВСК резко снизилась. Урибе объявил о близкой победе. Но партизаны тут же нанесли нео- жиданный удар. 14 апреля 2005 года две тысячи герильерос, применив самодельные газовые бомбы, захватили город Торибио. Они заминировали все потенциальные посадочные площадки для армейских вертолетов. Трем пехотным батальонам понадобилось две недели, чтобы добраться до города по земле. А партизаны исчезли в сельве при их подходе.
В мае 2006 года Альваро Урибе был переизбран на второй срок, прежде всего благодаря своим военным успехам. С начала года РВСК, стремясь не допустить его победы, перенесли войну в города, устраивая взрыв за взрывом. Продолжились нападения на армейские правительственные части. И вновь для демонстрации силы отряд РВСК (800 бойцов) в ноябре прошлого года захватил городок Тьеррадентро. Шедшую на помощь гарнизону армейско-полицейскую колонну партизаны разгромили, устроив засаду.
ДРУГИЕ ИГРОКИ
Парадокс этой войны состоит в том, что правительство опосредованно «помогает» повстанцам, нейтрализуя их противников. В начале 90-х разгром двух крупнейших наркокартелей (в Медельине и Кали) дал возможность РВСК расширить «свою территорию». К апрелю 2006 года правительство добилось разоружения Объединенных сил самообороны Колумбии, или «парамилитарес» («парас»). Эти независимые правые группировки вели «свою» войну против левых партизан, используя разнообразную тактику — от прямых боевых столкновений до зачисток, сопровождавшихся массовыми расстрелами. «Парас» имели сильное политическое лобби, с ними поддерживали связь ряд высших командиров армии и сил безопасности. Но «парас» ликвидировали под давлением США за их жестокость и связь с наркотрафиком. Часть отрядов отказалась сложить оружие и продолжает войну с левыми. Спецслужбы, впрочем, с одинаковым упорством отлавливают как правых, так и левых командиров и экстрадируют их в США для суда.
Особая статья — участие в войне американских частных военных ком- паний (ЧВК). Конгресс США запретил своим военнослужащим прямое участие в боях, они только обучают и тренируют армию и полицию. ЧВК под этот запрет не подпадают, и часть их работает на линии фронта. Их пилоты уничтожают поля коки и мака, распыляя дефолианты, а также участвуют в боевых рейдах бригады по борьбе с наркотиками. Операции по спасению сбитых экипажей часто превращаются в настоящие сражения.
ПЛАН «ПОБЕДА» И АЛЬТЕРНАТИВА
В Боготе уверены, что силы РВСК на исходе и скоро они согласятся на переговоры. Для закрепления успеха конгресс Колумбии увеличил «военный налог» на богатейшие компании, что даст 3,7 млрд. долларов в год. Плюс помощь США. Деньги пойдут на создание девяти новых бригад по борьбе с партизанами, пяти горных батальонов, шестисот взводов для призывников по программе «Солдаты моего города», 157 дополнительных полицейских участков. Закупка 25 бразильских легких штурмовиков ЕМВ-314 Super Tucano резко усилит ключевой элемент контрпартизанских операций — авиаподдержку. Эти машины могут держаться в воздухе более четырех часов и приземляться на коротких полосах в джунглях.
Однако у повстанцев тоже есть свои козыри. Они сейчас стали закупать переносные ЗРК, чтобы уравновесить шансы «в воздухе», их оружейные арсеналы огромны. Их эмиссары вербуют сторонников не только среди крестьян, но и в университетах. Сейчас они не слишком активны. Но партизаны доказали свое умение действовать нестандартно. Нетрудно предположить, что они готовят серьезный контрудар «победному» наступлению. Даже полное уничтожение партизанской инфраструктуры ничего не решит. Они могут просто уйти за границу. Ведь у колумбийского правительства почти нет союзников среди соседних стран. Левые Венесуэла и Эквадор морально на стороне повстанцев, у Перу своих проблем хватает с «Сендеро Луминосо», у Панамы просто нет армии. Только Бразилия пытается прикрыть свою границу. Но латиноамериканская сельва слишком велика.
Источник: Журнал “Военное дело”