Головна / Статті / Геополітика / Турция и Иран: Геополитика и конфессии

Турция и Иран: Геополитика и конфессии

Турция и Иран – давние соперники, но с 1639 года границы между ними практически не менялись. Вслед за договором этого года обе страны поняли, что не обладают потенциалом, необходимым для победы и явного превосходства.

В 19 веке, когда Иран стал несравненно слабее Османской империи, в регионе возникли европейские игроки и не могли допустить превосходства Турции, так как покровительствовали Ирану, конечно, в определенном смысле, в рамках колониальных целей.

После Второй мировой войны Турция и Иран, по причине сотрудничества с Западом, приобрели новое положение в мире и стремились решить вопросы своего влияния на Ближнем Востоке. После распада СССР Турция и Иран получили новые возможности по приобретению новых позиций в регионах, но Запад не мог допустить чрезмерного геополитического усиления данных государств. Тем не менее, в определенных рамках, которые одобрялись или не совсем одобрялись Западом, они пытались вытеснить друг друга, приобрести новое влияние в соседних и более отдаленных регионах.Оба государства, ставшие региональными макродержавами, пытались использовать в своей внешней политике этнические и конфессиональные факторы. При этом, в виду внутреннего устройства данных государств, Иран стремился использовать религиозные факторы, прежде всего, фактор симпатий и направленности шиитских стран и общин.

2000px-Turkey_Iran_Locator.svgИран сумел приобрести позиции в Сирии и Ливане, в шиитской части Ирака, в определенных регионах Саудовской Аравии и Йемена. Иран довольно настороженно рассматривал Афганистан и Пакистан, где проживают немало шиитов. Например, в Пакистане шиитское население насчитывает до 25% населения, но Иран не стремился приобрести новые позиции в Пакистане, который имеет ядерное оружие и отличается политической нестабильностью.

Несколько более активен Иран в Афганистане, в особенности в пограничном Герате и на землях хазарейцев, которые являются шиитами. Но оказалось, что Иран не может обеспечить свое влияние в шиитском Азербайджане и напротив, в какой-то мере пытается поддержать Армению.Население Азербайджана этнически и культурно более связано с иранским миром, но с конца 19 века, в соответствии с доктриной «Русского географического общества», стал более ориентироваться на Турцию, так как русские пытались дистанцировать это население от Ирана. В настоящее время позиция Азербайджана демонстрирует, что однозначная ставка Ирана на шиитов не совсем оправдана. Вместе с тем, шииты всеместно в значительной мере ориентированы на Иран, хотя имеются и проблемы, например в Ливане.

Иран не сумел наладить в достаточной мере с ираноязычным населением во многих странах. Главной проблемой Ирана в иранском мире являются пуштуны, в особенности в Афганистане, с которыми имеются давние споры. Более многочисленное пуштунское население в Пакистане относится к Ирану более терпимо, но не совсем дружественно.

Напротив, шиитское население Сирии, Ливана и Турции (алавиты) рассматривают Иран как своего партнера и союзника, хотя этнически не имеют отношения к иранскому миру.Весьма характерны процессы происходящие в среде курдов, являющиеся потомками мидийцев, то есть иранцами и по языку, и по происхождению. Часть Курдистана расположена в пределах Ирана, что стало основным фактором отсутствия дружественных отношений с Ираном, хотя курдское население самого Ирана весьма лояльно к Ирану.В последнее время в среде курдов происходят события, которые говорят, что курдские политики в большей мере склонны рассматривать Иран как дружественное государство. Но курды не являются шиитами и это обстоятельство также является фактором недружелюбия.Наиболее рельефно роль и место шиитов в политике Ирана выразилось в Ираке, где сейчас возникло практически шиитское государство. Попытки Ирана полностью встать на сторону интересов дискриминированного в прошлом шиитского населения привело к возникновению больших проблем в Месопатании, что привело к возникновению «Исламского государства Ирака и Леванта», с которым Иран ведет бескомпромиссную борьбу в партнерстве с США.

Позиция Ирана в отношении Ирака привело к более сплоченным действиям некоторых арабских государств в противодействии Ирану. Саудовская Аравия, которая выступает совместно с арабскими государствами Персидского залива и с другими арабскими странами, уже давно возглавляет противостояние Ирану.

Данные события подтверждают идею о создании ирано-шиитского мира, то есть объединения шиитов, различных этносов и иранцев различных конфессий. Формирование этого ирано-шиитского мира представляет собой большую силу и играет все большую роль в мире, в особенности учитывая урегулирование американо-иранских отношений.Турция несколько позднее предпочло использовать суннитский и вообще исламский фактор во внешней политике, в полной мере. С возникновением доктрины «неоосманизма» Турция решила абсорбировать нетюркские народы, испытавшие обаяние Османской империи, а также суннитские, но не тюркские народы, которые также находились в пределах Османской империи.

В какой-то мере идея неоосманизма возникла после того, как Турция поняла, что пантюркизм сделал все, что сумел. Турция имеет неплохие позиции в Азербайджане и Центральной Азии, но далее этого дело не пошло. Страны Центральной Азии как лингвистически, так и по происхождению отличающиеся от турок Анатолии, ожидали от Турции военной, политической, экономической и технологической помощи. Но Турция не обладает для этого необходимым потенциалом и сама ожидала от стран Центральной Азии доступа к их рынкам, на благоприятных условиях.

Целью Турции в части пантюркизма и неоосманизма является приобретение новых рынков, где Турция имела бы преимущества и могла бы работать вне конкуренции, которая выдвигается Китаем и другими странами, производящими данные кластеры промышленной продукции. Другой целью является опора на эти страны и регионы, для демонстрации своих новых позиций Европейскому союзу и США. Вместе с тем, если пантюркизм сначала столкнулся со слабостью Турции в части экономики и технологий, то теперь Турция стала крайне нежелательным игроком в регионе Центральной Азии и уже в Южном Кавказе, для Китая.

В отношении неоосманизма происходит более актуальная и жесткая борьба. Большинство арабских государств, прежде всего Египет не приемлют усиление влияния Турции на Ближнем Востоке. Египет категорически выступил против влияния Турции в арабском мире.Саудовская Аравия попыталась использовать Турцию в противостоянии с Ираном, но интересы США никак не соответствуют этим целям саудовцев. В настоящее время Саудовская Аравия продолжает надеяться на Турцию в региональной борьбе, но отношения стали другими, то есть более ограниченными.Нужно сказать, что США и европейцы никак не поддержали Турцию в Центральной Азии, а в отношении Ближнего Востока категорически выступают против усиления влияния и тем более военно-политического присутствия Турции в регионе.

Неоосманизм развалился, и если даже турки попытаются вернуть эту доктрину, также как и пантюркизм, вполне понятно, что эти две доктрины не имеют перспективы. То есть, попытки Турции опереться на этнический и конфессиональный факторы не оправданы и по существу не состоялись в должной мере.

Турция и Иран оказались в очередной раз в состоянии геополитического соперничества, которое временами переходит в состояние резкой конфронтации. Пока они находят возможности уйти от более острых поворотов в отношениях, и видимо это положение сохраниться и далее, так как обе страны хотели бы решить свои вопросы без большой войны.Важную роль в этих отношениях играют США и НАТО. Если ранее США предпочитали уравновесить положение на Ближнем Востоке, то есть сбалансировать шиитский и суннитский миры, то сейчас США все более предпочитают видеть усиление шиитов, так как опираясь на них, США могли бы противостоять радикальному исламизму и конкретно не допустить чрезмерного геополитического усиления Турции.

Иран становится партнером США, и его роль в международных отношениях повышается.

Автор: Игорь МУРАДЯН (lragir.am)

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

В мире будет больше ядерных держав?

Будет трудно найти двух более решительных врагов Ирана, кроме Саудовской Аравии и Израиля. Последняя страна ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *