Перенесемся в далекие 1950-ые годы в Западный Берлин и посмотрим, как и от чего союзники планировали его защищать, благо от кого защищать – и так понятно.
В 1952 году рассматривалось 4 варианта действий СССР по захвату Западного Берлина:
1. Внезапная атака наличными силами без длительной подготовки и проведения мобилизации.
2. Блокада Западного Берлина, изоляция союзных гарнизонов и принуждение их к капитуляции артиллерийскими и воздушными ударами, голодом.
3. Организация массовых беспорядков с участием как западных, так и восточных берлинце.
4. Полномасштабное, тщательно спланированное и подготовленное наступление крупными силами.
Последний вариант считался наиболее вероятным, тем не менее готовились ко всем 4 вариантам. Не будем рассматривать все перипетии изменения планов, рассмотрим лишь план 1959 года (“оперативная инструкция №7”).
На первом этапе военные контингенты приводились в состояние полной боевой готовности, развертывались боевые подразделения западноберлинской полиции, группы подрывников получали снаряжение. На втором этапе гарнизоны проводили развёртывание, прикрывая все возможные направления атаки противника в своих секторах и обеспечивали выдвижение основных сил к рубежу обороны вдоль линии городской железной дороги; группы подрывников выдвигались к намеченным объектам. На 3-м этапе обороняющиеся осуществляли постепенный планомерный отход к стадиону, подрывники уничтожали объекты по плану разрушений. На четвертом этапе уцелевшие вели оборонительные бои у стадиона.
Рассматривалась возможность что противник не пойдет на прямое военное вторжение, а попытается захватить город инспирировав массовые беспорядки с участием заранее организованных парамилитарных формирований. На этот случай был разработан план Winter storm. Согласно плану в случае подобных беспорядков полицейские подразделения переходили в подчинение армейским командирам.
Основной их задачей было перекрытие движения метро и городской электрички, а также движения по водным каналам, контроль железнодорожных станций, аресты пособников противника среди гражданского населения.
В феврале и мае 1961 план обороны согласно «Оперативной инструкции №7» был проверен на учениях Трайдент III и Трайдент IV. По результатам была выработана «Оперативная инструкция 1/61». В ней отказывались от создания открытых районов для нонкомбатантов (их предлагалось разместить непосредственно на Олимпийском стадионе) и отказывались от идеи создания блокпостов перед последней линией обороны. В целом инструкция представляла собой комплекс планов, применяемых в зависимости от обстановки.
Например, в случае если гражданские беспорядки принимали характер угрозы для Западного Берлина в целом, шеф полиции вводил в действие план Kugelblitz (развертывание военизированных формирований полиции для подавления беспорядков). Союзнические гарнизоны при этом приводились в состояние повышенной готовности. Если беспорядки все же разрастались, вступал в действие план Pax Romana, в соответствии с которым армейские контингенты союзников осуществляли развертывания в критически важных пунктах для прикрытия стратегических объектов и оказания помощи полиции при необходимости. Если же полиция так и не могла взять ситуация под контроль, то тогда военные коменданты начинали операцию Julius Caesar – подавление беспорядков объединенными силами армии и полиции.
В случае внезапных крупномасштабных беспорядков с участием военизированных формирований вводили в действие уже упомянутый план Winter storm.
Планы обороны в случае полномасштабного вторжения мало изменились: линия передовых постов охранения развертывалась у границ секторов, передовая линия обороны – по трассе городской электрички, отступление к промежуточным оборонительным рубежам, и затем к Олимпийскому стадиону. Планы по уничтожению включали и некоторые объекты вне Западного Берлина – железнодорожные магистрали, военные штабы, линии связи, склады ГСМ и.т.д..
Уничтожение таких объектов возлагалось на разведывательно-диверсионные команды Берлинского отдельного оперативного отряда Специальных Сил, маскировавшегося под взвод охраны штаба 6-го пехотного полка. После уничтожения намеченных целей, ДРГ должны были перейти в распоряжение командования 10-й Группы Специальных Сил. Для двух команд предусматривался вариант возвращения в захваченный Западный Берлин для организации там подполья.
Рассматривались варианты и формирования народного ополчения для защиты города. Предлагалось устроить оружейные склады примерно на 16 тысяч единиц стрелового оружия в районе аэродрома Темпельхоф и казарм Эндрюс.
В случае войны оружие должно было выдаваться берлинской полиции и прозападно настроенным гражданам. Контроль над выдачей оружия должен возлагаться на полицию.
А теперь расскажите мне еще что-то о новизне гибридной войны…
Источник: страница в facebook (автор А.Гельфанд)