Эти орудия проектировались как бронебойные, для разрушения французской линии Мажино и подобных укреплений. Они были изготовлены в 30-х годах, при их создании использовались математические расчеты предшествующего десятилетия. Производство заняло два года, и первое орудие было готово в 1939 году. Серия немецких мортир «Карл» представлена самыми большими из когда-либо произведенных САУ. Один из вариантов транспортера, «Герэт» 040, с установленным на нем 600-мм стволом: второй — «Герэт» 041, с 540-мм стволом. В армии их называли «Тор».
Оба «Карла» были огромными, устрашающими орудиями. Вес и габариты орудий ограничивали их мобильность, и гусеничные шасси использовались только для перемещений на небольшие расстояния. Известно, что скорость этого мощного орудия, оснащенного дизельным двигателем мощностью 580 л.с. была всего 4.3 км/ час. При перемещении на небольшие расстояния, ствол и станина помещались в отдельные трейлеры, буксируемые мощными тягачами. На большие расстояния орудия перевозились подвешенными между специальными ж/д платформами.
Разборка и сборка орудий была трудоемким процессом и производилась мобильными портальными кранами. Единственным предназначением этих орудий было разрушение крепостей, и все их действия были размеренными и неспешными: и прибытие на заранее определенную позицию, и ведение огня (скорострельность не превышала одного выстрела в 10 минут). Для обслуживания «Карла» на позиции требовался расчет из 109 человек, из них 30 занималось станиной и ходовой частью.
Первый боевой опыт гаубиц серии «Карл» связан с осадой Севастополя (они не были задействованы в прорыве линии Мажино, которая пала вместе со всей Францией в 1940 году). Позже они были задействованы при подавлении Варшавского восстания. Они планомерно разрушали центр Варшавы и подавляли сопротивление.
К 1944 году большинство 600-мм стволов было заменено 540-мм, однако варшавские бои были последними для этих орудий. Боевые действия 1945 года характеризовались большей маневренностью и скоротечностью, и гаубицам «Карл» негде было продемонстрировать свою разрушительную мощь. Большинство из них было подорвано самими расчетами на заключительных этапах войны. Сотрудники разведывательных отделов армий союзников смогли обследовать только несколько специальных снарядных транспортеров PzKpfw IV. Один экземпляр «Карла» остался в целости и находится как музейный экспонат в Российской Федерации.
Источник: “Техника и вооружение во Второй мировой войне”