Хотя основы регулярной государственной почты заложил ещё Юлий Цезарь, свой канонический вид она приобрела при Августе. Именно он объединил все маршруты в единую сеть, которая называлась “курсус публикус”. Эта почта контролировалась лично императором и предназначалась исключительно для государственных нужд. Управляющие почтой госчиновники должны были обязательно иметь «диплом» – документ, удостоверяющий их заслуги перед государством. В провинциях почтовую службу контролировали наместники, а её содержание полностью ложилось на плечи местного населения, которое должно было поставлять почте повозки, лошадей и всадников.
Пешие гонцы назывались “табеляриями”. Знаком отличия римских курьеров стал головной убор, украшенный сначала перьями, а затем – стилизованными крылышками. Ведь подобный крылатый шлем носил Меркурий – посланник богов и покровитель торговли.
Срочные сообщения доставлялись конными гонцами, а ценные госгрузы перевозили на телегах. Конных гонцов называли “бередос” – от персидское слова “берд”, означающего “вьючное животное”. Не во все римские провинции можно было добраться по суше, и в этом случае для перевозки почты использовали корабли
Сенека, из “Писем к Люцилию”:
«Внезапно сегодня у нас появились корабли из Александрии, которые обычно идут впереди и возвещают о прибытии следующего за ними флота. Поэтому их также называют почтовыми кораблями».
Главным достоинством “курсус публикус” стала хорошо налаженная система дорожных почтовых станций.
Станции делились на две категории. Так называемые “мансио” представляли собой благоустроенные постоялые дворы, окрашенные в красный цвет. Здесь гонцов ждали не только ночлег и пища, но и обширная сеть услуг. “Мансио” заправлял начальник-манцепс, под руководством которого были “стационарии” (смотрители конюшен), “гиппокомы” (конюхи), “мулионы” (погонщики мулов), “муломедикусы” (ветеринары) и “карпентарии” (смотрители повозок).
Считают, что именно из латинского выражения “mansio posita in…” (“Станция, расположенная в каком-либо пункте”) впоследствии и вычленилось современное понятие “post” – “почта”. Кроме того, между двумя “мансио” располагалось 6-8 промежуточных малых станций – “мутацио”, которые служили, прежде всего, для смены лошадей.
Чтобы обеспечить безопасность движения римляне вдоль важных путей разбивались военные лагеря, которые заодно выполняли и функции стройбата – т.е. чинили дороги. На оживлённых перекрёстках даже возникли специальные стены, играющие роль своеобразных газет. Каждый писал на них всё, что вздумается – от новостей и объявлений до эпиграмм и любовных записок вроде “Марк любит Елену”. Недаром какой-то шутник начертал на одной из таких стен следующее: “Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнешь, продолжая нести столько дрянных надписей”.
О том насколько эффективной была “курсус публикус” свидетельствует следующий факт. Если Юлий Цезарь, постоянно сменяя лошадей, мог покрыть в день не более 100 миль, то император Тиберий, пользуясь услугами почтовой службы, продвигался вдвое быстрее. В результате правители Римской империи получали свежие новости достаточно регулярно.
А вот частную переписку вести через госпочту запрещалось. Поэтому самые зажиточные из римских граждан имели своих собственных гонцов из числа рабов. В день такой скороход мог пройти около 70 км. Если же послание надо было отправить на дальнее расстояние, то его передавали посредством торговцев или путешествующих знакомых. Правда, и доходили такие послания не в пример медленнее государственных. Известен случай, как некто Август (не император) получил письмо лишь спустя девять лет.
Сенека, из “Писем к Люцилию”:
«Твоё письмо я получил лишь через много месяцев после отправки. Поэтому я счёл излишним распрашивать доставившего его человека о твоем житье-бытье».
К сожалению, наработки римлян оказались надолго забыты, после того, как империя пала под натиском варваров, и Европа надолго погрузилась в “тёмные века”. Упадок почтовой связи был настолько сильным, что даже в XVI веке гонец передвигался в полтора раза медленнее, нежели римский курьер во время расцвета “курсус публикус”.
Источник: world-post.org