Головна / Статті / Історія / Самая известная разведдиверсионная школа Абвера

Самая известная разведдиверсионная школа Абвера

Разведка гитлеровской Германии  “Абвер” использовала в своих целях военнопленных советского союза для подрывной и разведывательной деятельности в тылу Советского Союза. Для это создана была целая сеть разведшкол по подготовке соответствующих кадров. Одной из самых-самых из таких школ была центральная  в городе Варшава. О ней сегодня и пойдет речь.
Варшавская школа была организована в октябре 1941 года для подготовки агентов-разведчиков и радистов и находилась в непосредственном подчинении штаба «Валли».

Начальником школы был майор Моос («Марвиц»).

Школа являлась центральной и показательной по вопросам подготовки квалифицированной агентуры из советских военнопленных. Она служила также для ознакомления работников германских разведывательных органов с методами организации разведшкол и обучения агентов. В школу часто приезжали группами и в одиночку официальные сотрудники германской разведки. Им руководство школы показывало лучших агентов, оформление лагерей и наглядные пособия.

До июля 1943 года школа размещалась на даче Пилсудского в мест. Сулеювек, близ железнодорожной станции Милосна (21 км. восточнее Варшавы), имела номер полевой почты – 57219.

Территория школы была огорожена колючей проволокой и охранялась регулярной немецкой воинской частью.

На территории школы размещалась мощная радиостанция, фотолаборатория, мастерские по изготовлению фиктивных документов и общежития офицеров штаба «Валли».

dscn4447До января 1943 года в школе существовало два отделения (лагеря); в первом обучались разведчики-радисты, предназначавшиеся для работы в глубоком тылу Советского Союза, во втором – разведчики для работы в ближнем тылу Красной Армии.

В январе 1943 года были организованы еще два лагеря – третий и четвертый. В третьем обучались разведчики-радисты для разведки промышленных объектов в глубоком тылу Советского Союза, в четвертом – разведчики-радисты, предназначенные для сбора разведывательных данных о советских военно-воздушных силах.

Одновременно в школе обучалось до 350 человек.

В Варшавскую школу агентов вербовали из военнопленных Красной Армии, в основном среднего командного состава, и лиц с высшим и средним образованием, содержавшихся в лагерях в городах Хаммельбурге, Данциге, Седлеце, Замостье, Кельце, Холме, Ковеле, Виннице и Ченстохове.

Комплектованием школы, как правило, занимался лично начальник школы майор Моос, который для этого часто разъезжал по лагерям военнопленных.

Каждому завербованному агенту по прибытии в школу присваивалась кличка, а настоящую фамилию называть запрещалось.

Помимо агентов, завербованных в лагерях военнопленных, в Варшавскую разведывательную школу направлялись агенты, прошедшие предварительную подготовку в Бальгинской (мест. Бальга, Восточная Пруссия), Брайтенфуртской (мест. Брайтенфурт, близ Вены) и Нойкуренской (станция Нойкурен, близ гор. Раушен, Восточная Пруссия) школах разведчиков.

Слушателям под страхом репрессий запрещали выходить за пределы школы и общаться с населением.

Для проверки поведения и настроений обучавшихся использовалась внутренняя агентурная сеть. За малейшие антинемецкие проявления агенты удалялись из школы и репрессировались.

Срок обучения в Варшавской школе колебался от 2 до 6 месяцев, в зависимости от способностей обучавшихся и потребности в тот или иной период в агентуре.

В школе широко применялся метод подготовки агентов путем допроса друг друга. В этом случае один из агентов выступал в роли официального сотрудника советской контрразведки, а другой – задержанного в тылу советских войск подозрительного человека. Первый обязан был разоблачать «задержанного» в принадлежности к агентуре немецкой разведки, а второй оправдываться и любыми способами отводить от себя обвинения.

2222Чтобы приблизить и приучить агентов к обстановке в советском тылу, где им предстояло работать, в школе было разрешено при обращении друг к другу употреблять слово «товарищ», а также разучивать и петь советские песни. На специально изготовленных макетах советских городов агентов обучали правилам ориентировки и маскировки.

В школе практиковались «письменные работы», в которых разведчики должны были изложить, каким путем они намерены бороться с большевизмом. Эти «сочинения», по существу, являлись закреплением их для работы в пользу немцев.

Разведчики и радисты отделений №№ 1, 2, 3 и 4, закончив обучение, переводились в специальный лагерь, где получали дополнительный инструктаж по разведывательной работе в советском тылу, а также фиктивные документы, радиостанции, шифры и коды, оружие, экипировку.

Через 8-10 дней намеченные к переброске на советскую сторону агенты из этого лагеря направлялись в распоряжение абверкоманд и абвергрупп, действовавших на советско-германском фронте, откуда их перебрасывали на выполнение заданий. Часть агентов перебрасывалась непосредственно штабом «Валли».

Для выполнения особо важных заданий в глубоком тылу СССР выделялись хорошо проверенные на работе и тщательно подготовленные агенты. Прежде чем перебросить таких агентов, принимали меры к глубокому законспирированию их не только от агентуры, но и от гласного состава школы.

Выброска окончивших школу агентов производилась в прифронтовую полосу и глубокий тыл СССР (Москва, Молотов, Казань, Горький, Сталинград и др.).

В июле 1943 года школа передислоцировалась в мест. Нойгоф (район станции Гроос-Раум, 12 км от Кенигсберга) якобы из-за того, что поляки помогали советской разведке выявлять обучавшихся в школе агентов и из-за возможных налетов на школу польских партизан, которые в это время здесь появились.

После прибытия в мест. Нойгоф в августе 1943 года, с целью зашифровки, псевдонимы всех преподавателей были заменены, а сама школа законспирирована под воинскую часть РОА.

В связи с наступлением советских войск основной состав Варшавской школы в июле-августе 1944 года из мест. Нойгоф был переведен в гор. Вайгельсдорф (60 км западнее гор. Бреславля), где был объединен с прибывшими туда курсантами разведшкол Стренчи, Валга, Летсе в одну «Русскую школу», которая якобы вошла в подчинение разведывательного отдела РОА. По другим данным, школа перешла в ведение Абверкоманды 102.

На базе оставшейся в мест. Нойгоф части Варшавской школы во главе с майором Моосом была создана новая школа, которая готовила агентов из латышей, литовцев и эстонцев для оседания в оставляемой немцами Прибалтике.

В это же время (сентябрь – октябрь 1944 года) в школе обучались немцы – местные жители Восточной Пруссии, предназначенные для разведывательной работы по месту жительства после отступления немецких войск.

Было подготовлено более 200 агентов, в том числе радисты из 15 – 17-летних подростков и старики 50 – 65 лет, в основном лесники, лесные объездчики и зажиточные крестьяне.

В октябре 1944 года школа передислоцировалась в местечки Гарнекопф и Хайземберг (40 км восточнее Берлина), откуда в начале 1945 года переехала в мест. Шонфелье, близ гор. Цвиккау (Саксония). В феврале 1945 года все литовцы, латыши и эстонцы из школы Цвиккау были переведены в гор. Бисмарк (близ гор. Стендаль), откуда, после короткой подготовки, через Штеттинский порт переброшены в Лиепаю, в район окруженной немецкой армейской группировки.

Оставшиеся в гор. Цвиккау официальный состав и агентура школы в апреле 1945 года, в связи с наступившим развалом фашистской армии, были распущены.

Военнослужащие немцы бежали в направлении гор. Бад-Эльстер. Русские преподаватели и агенты присоединились к упоминавшейся выше «Русской школе» и под руководством известного немецкого разведчика Смысловского («фон Регенау») перешли на территорию княжества Лихтенштейн.

Источник: istmat.info

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *