Американцы встретили очень необычного противника на крайне разнообразном по характеру местности театре военных действий. До войны интереса к снайпингу США практически не проявляли.
Тренировочный курс по меткой стрельбе в Кэмп-Пэрри занимал совсем немного времени, причем курс не был подкреплен последующими полевыми учениями. Армейские снайперы имели на вооружении .30-калиберные винтовки А-3 образца 1903 г. и А-4 Спрингфилд. Последние были адаптированы под снайперские только в 1942 г. путем установки на них коммерческих оптических прицелов 2,5х Уивер-330, которые в армии получили военное обозначение M73B1. Прицел, адекватный в качестве охотничьего, оказался чересчур хрупким для суровых условий войны на Тихом океане. Поскольку оптические прицелы ставились не в дополнение, а взамен обычных «железных» прицелов, то после выхода из строя прицела винтовка становилась почти бесполезным грузом. Тем не менее, винтовки Спрингфилд в снайперском варианте были изготовлены в ощутимом количестве – порядка 28 000 штук – и оставались на вооружении всю войну, не взирая на все свои недостатки.
В конце 1944 г. появились полуавтоматические винтовки Гаранд М1 калибра .30 дюйма, оснащенные военным вариантом надежного гражданского оптического прицела 2,2 Лиман. Однако прицелов закупили сравнительно немного. Вариант Гаранда с оптическим прицелом обозначался М1С. Оптический Гаранд появился в самом конце войны, когда острая необходимость в таком оружии уже отпала, однако успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Было изготовлено примерно 6700 винтовок M1C и M1D, многие из них применялись армией и морской пехотой в Корее и Вьетнаме.
В морской пехоте к снайпингу всегда относилились очень положительно и поощряли метких стрелков. Самые достойные отбирались в строевых частях морской пехоты и проходили «неформальную» подготовку в качестве снайперов и разведчиков-наблюдателей. Неформальная подготовка сменилась формальной в декабре 1942 г., когда в Форт-Багге начал функционировать официальный центр подготовки снайперов для корпуса морской пехоты. В большинстве своем снайперы морской пехоты вооружались винтовками «03» Спрингфилд, оснащенными прицелами Unertl на специальных алюминиевых креплениях. Оружие представляло собой весьма удачную комбинацию винтовки и прицела. Прицел Unertl с большим увеличением позволял вести огонь с больших дистанций, чем в случае использования прицелов Уивер или Лиман. В опытных руках такая винтовка отлично стреляла на дистанцию 1000 м. К примеру, рядовой Дэвид Кэсс поразил на Окинаве японского артиллериста с дистанции 1200 ярдов. В морской пехоте также использовались коммерческие варианты, например комбинация Винчестера модель 70 с оптическим прицелом Unertl. Официально Винчестер с оптическим прицелом на вооружение не принимался, но снайперы применяли данное оружие в боях. Использование коммерческого оружия в американской морской пехоте в годы Второй мировой войны создало прецедент последующих войн.
Работа снайперов на островах Тихого океана, в джунглях Бирмы и Новой Гвинеи была непростой. Буйная тропическая растительность, в которой противнику было легко укрыться, сделала актуальной быстроту реакции на угрозы и массированный огонь, а не длительное выслеживание цели с последующим точным выстрелом. Аналогичная проблема встала спустя 20 лет во Вьетнаме. Обычная дистанция огневого огня составляла всего 50 ярдов, часто бой перетекал в рукопашную. В такой войне ниши для снайперов почти не оставалось. Американцы очень быстро убедились в мастерстве маскировки японских снайперов, предпочитавших укрываться под землей, в «лисьих норах», или над землей – в кронах деревьев. Чаще всего обнаружить присутствие японского снайпера удавалось только после выполненного им выстрела. Японцы любили открывать огонь в спину, выжидая, пока противник минует огневую позицию, причем нередко использовали не только винтовки, но и легкие пулеметы. С точки зрения маскировки, худшей являлась позиция на дереве, так как в случае обнаружения шансов остаться в живых у снайпера не оставалось – сменить позицию он уже не мог. Офицер 2-го батальона пограничного полка британской армии К.У. Купер для борьбы со снайперами противника применял пулемет Брен: «-Я увидел как закачались ветки одного из высоких деревьев. Я скорчился за верным Бренном… Вдруг увидел вспышку выстрела. Я высадил на вспышку почти полный магазин и был приятно удивлен треском веток под телом убитого японского снайпера.
Смерть не пугала японцев. На Тихом океане пехота союзников несла тяжелейшие потери от огня снайперов, которыми, подобно обезьянам, были увешаны деревья тихоокеанских островов. Японцы предпочитали устраивать позиции на опушках джунглей.
Первый сержант Фаско из американской 27-й пехотной дивизии воевал на острове Макин в конце 1943 г. и подробно рассказал как его люди сражались с «древесными снайперами»: «- Дымки выстрелов, вырвавшиеся из крон деревьев, тревожили нас. Мы не могли рассмотреть противника сквозь отличную американскую оптику и продвигались вперед осторожно, а потому медленно… Один из наших начал поливать огнем все возможные места, на земле и деревьях, где могли таиться снайперы. Мы присоединились к нему. Огонь противника прекратился. Так мы поступали каждый раз…»
Британцы и союзники в целом постоянно планировали противоснайперские мероприятия. Способов борьбы со снайперами существовало немало. Самыми действенными считались привлечение авиакрыла бомбардировщиков B-17 или стрельба по вызову главным калибром двух-трех линкоров. Однако чаще использовались противоснайперские группы. В эти группы включались самые меткие стрелки-снайперы. Всё как всегда: лучшим средством против снайпера стал снайпер. В Бирме 48 снайперов из двух пехотных бригад союзников отстреляли 296 японцев ценой потери двух своих бойцов.
Японские снайперы были вооружены разными винтовками, начиная от 6,5-мм винтовки образца 1905 г. Под руководством полковника Намио Татцуми были разработаны винтовки калибра 6,5 мм и 7,7 мм, они комплектовались 2,5-х или 4-х кратными оптическими прицелами. Патрон калибра 6,5 мм при выстреле практически не давал дыма, а сам звук выстрела был очень тихим. Снайпера с 6,5-мм винтовкой с трудом удавалось засечь даже в момент выстрела. Хотя японцы не испытывали острой нехватки в снайперских винтовках, большинство японских стрелков вели огонь с коротких дистанций из обычных винтовок с «железными» прицелами.
Источник: ciwar.ru