Головна / Статті / Історія / Ватерлоо. Точка для 100 дней

Ватерлоо. Точка для 100 дней

Битва при Ватерлоо 18 июня 1815 года положила конец попытке бежавшего с острова Эльбы Наполеона Бонапарта вернуть себе французский трон (Сто дней Наполеона). Она же положила конец всей его полководческой и политической карьере. Разбитый при Ватерлоо англо-прусским войском Наполеон был принуждён к вторичному отречению и отправлен в отдалённую ссылку на остров Святой Елены, где через шесть лет скончался.

Авантюра Ста дней вначале шла удачно для Наполеона. Собрав армию и выступив из Парижа на север, в Бельгию, он нанёс там 16 июня 1815 чувствительные поражения англичанам у Катр-Бра и пруссакам при Линьи. Однако новый прусский главнокомандующий Гнейзенау сумел собрать остатки разгромленной при Линьи армии, чтобы устроить новое нападение на французов. Совершенно не ожидавший этого Наполеон ослабил своё войско, отделив от него 33-тысячный корпус маршала Груши. Этому корпусу было приказано преследовать пруссаков, которые, по убеждению Наполеона, должны были после Линьи в беспорядке отступать к Маасу. Однако прусская армия собралась у города Вавра и завязала связь с английским командующим Веллингтоном, который расположился в 20 километрах южнее Брюсселя, у селения Ватерлоо. Пруссаки предложили Веллингтону немедленно завязать новую битву с врагом.

Ничего не знавший об этом Наполеон накануне битвы при Ватерлоо соединил у Катр-Бра свою армию с армией маршала Нея и двинулся по брюссельской дороге против англичан. Ему не приходила в голову мысль, что ему придется сражаться и с пруссаками, которых он считал полностью разбитыми. Наполеон рассчитывал на легкую победу. Чтобы навести страх на неприятеля и внушить мужество своим собственным войскам, он устроил на глазах англичан военный смотр. Тогда в последний раз выстроились на параде перед своим вождем ветераны, участвовавшие в битвах при Пирамидах, при Аустерлице, при Бородине, и так долго державшие в страхе весь мир. От упадка своего прежнего величия они сберегли только свою солдатскую гордость, свою жажду мщения и неукротимую привязанность к своему геройскому вождю. Во время этого смотра в преддверии сражения при Ватерлоо императорская власть еще раз представилась взорам старых солдат во всем своем блеске и произвела глубокое впечатление на их сердца. Великий полководец еще раз предстал перед ними в своем мрачном величии.

В полдень 18 июня 1815 года Наполеон начал бой, который и получил название битвы при Ватерлоо или при Бель-Альянсе. Победа долго не склонялась в нём ни на одну сторону; ряды английской армии долго с геройским мужеством отражали и громадные массы пехоты, с которыми французский генерал Эрлон устремился на войска Веллингтона, и такие массы кавалерии Нея, какие никогда еще не были собраны на одном пункте. Но после полудня ряды англичан стали колебаться, а нападения французов на Мон-Сен-Жан – главный центр позиции Веллингтона – становились все более грозными. Но помощь бившимся при Ватерлоо англичанам пришла вовремя. Пруссаки, которых Наполеон считал бегущими, напали на тыл правого крыла французов. В то время, как маршал Груши вступил у Вавра в бой с отрядами Тильманна, главная прусская армия появилась на том поле сражения, где происходила решительная борьба.

Наиболее ожесточённо битва при Ватерлоо шла на Мон-Сен-Жане, – на том ряде холмов, который перерезывается большой дорогой, ведущей в Брюссель. Там, как рассказывают, были произнесены французским генералом Камбронном следующие слова, сохранившиеся в памяти его нации, как последнее напоминание об исчезнувшем поколении героев: «Гвардия умирает, но не сдается в плен» Напротив, никакими оправданиями нельзя было смыть позор с генерала Бурмона, изменнически перешедшего на сторону Бурбонов и покинувшего французскую армию накануне сражения при Линьи. Соединение союзных армий, спасшее их от грозившего при Ватерлоо поражения, было преимущественно делом Гнейзенау.

«Прибытие Блюхера или гибель!» – воскликнул Веллингтон, когда битва стала после полудня принимать неблагоприятный для него оборот. Наполеон был побежден при Ватерлоо благодаря своевременному появлению на поле сражения пруссаков под начальством Блюхера и Бюлова. Семидесятилетний Блюхер, лежавший за два дня перед тем при Линьи без движения под своей лошадью среди неприятельской кавалерии, был теперь по-прежнему бодр и неустрашим. На правом крыле французы скоро потерпели полное поражение. Подобно отчаянному игроку, Наполеон наконец решился всё поставить на одну карту. Императорская гвардия, которую Наполеон берег до последней крайности, была около семи часов вечера отправлена под начальством Нея в атаку на центр английских позиций при Ватерлоо, но после ожесточенного рукопашного боя была принуждена отступить. Несколько других батальонов императорской гвардии были разбиты Бюловом подле Планшенуа после кровопролитной борьбы.

«Все кончено, спасайтесь!» – воскликнул Наполеон. Маршал Сульт, заменивший Бертье в должности начальника главного штаба, увел побледневшего и растерявшегося императора с поля сражения. Преследуемый неприятелем, Наполеон вскочил без шляпы и без шпаги на коня и торопливо направился через Шарлеруа, Филиппвилль, Лаон к Парижу. Скоро вся французская армия обратилась в беспорядочное бегство. После битвы при Ватерлоо она оставила в руках неприятеля всю свою артиллерию; только четвертая её часть успела спастись. Даже карета Наполеона, наполненная доверху золотом и драгоценными каменьями, досталась пруссакам.

Гнейзенау сам руководил преследованием разбитого неприятеля. Армии английская и прусская были обязаны блестящей победой при Ватерлоо совокупному единодушному образу действий своих главнокомандующих столько же, сколько доверию к своим начальникам и к своим собственным силам. Но исход сражения был решен своевременным прибытием пруссаков. Однако, национальная зависть британцев долго приписывала победу исключительно или главным образом герцогу Веллингтону и английской армии! После окончания битвы два полководца обнялись в хуторе Бель-Альянс. Блюхер желал, чтоб сражение было названо по имени этого хутора. Но Веллингтон предпочел название Ватерлоо, где он за день перед битвой провел ночь, но где не происходило никакого сражения. Только по прошествии многих лет историческая критика оценила по достоинству заслуги каждого из двух главнокомандующих.

В написанных на острове Святой Елены мемуарах, Наполеон называет главным виновником проигрыша сражения при Ватерлоо маршала Груши, который не исполнил данного ему приказания спешить на поле боя кратчайшим путем, а вместо того вступил подле Вавра в борьбу с прусским корпусом Тильманна и потому не мог вовремя исполнить свою задачу. Позднейшие военные писатели признали эти обвинения неосновательными; они утверждают, что Груши не мог прибыть к месту битвы при Ватерлоо достаточно скоро для того, чтоб повлиять на её исход. Те 30,000 человек, которых он отвел после битвы в Намюр, а оттуда через Динан, Мезьер и Ретель в Суассон, составляли крепкое ядро,к которому могли примыкать солдаты, спасавшиеся бегством. Впрочем, нельзя положительно утверждать, что в поведении маршала Груши не было ничего двусмысленного.

Общая цифра потерь французской армии при Ватерлоо превышала 50,000 человек, а потери союзников доходили до 43,000; но преследование неприятеля довершило его поражение. Армия, на которую возлагала свои надежды восстановленная французская империя, была после битвы при Ватерлоо, в сущности, совершенно уничтожена, а вместе с нею исчезло и доверие к её вождю.

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *