Распад Советского Союза ознаменовался целой чередой кровавых конфликтов. К сожалению, зачастую вооруженное противостояние бывших соседей по государству носило ярко выраженный этнический характер. Не стал исключением из этого скорбного ряда и спор за принадлежность Нагорного Карабаха.
Прежде всего, стоит отметить, что конфликт в Карабахе является одним из самых продолжительных. Так, между армянскими погромами в Сумгаите в 1988 году, которые считаются отправной точкой интенсификации межэтнического конфликта, и подписанием перемирия в Бишкеке прошло более шести лет. И кроме того, конфликт отличался крайней ожесточенностью сторон и массированным применением авиации и танков.
Боевые действия на территории Карабаха и прилежащих районах Азербайджана военные специалисты обычно делят на два основных этапа: межнациональный вооруженный конфликт на территории СССР (1988 – 1991 гг.) и война между постсоветскими государствами Арменией вместе с непризнанным государством Нагорно-Карабахской Республика (НКР) и Азербайджаном (январь 1992 – май 1994 гг.). Еще одной особенностью конфликта является тот факт, что формально между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой никогда не было и нет состояния войны.
Становление национальных вооруженных структур участников Карабахской войны было традиционным для подобных конфликтов, как на постсоветском пространстве, так и в бывшей Югославии.
До формального распада СССР в декабре 1991 года основной ударной силой с обеих сторон были: отряды самообороны (так называемое ополчение), добровольческие негосударственные формирования и подразделения МВД.
С азербайджанской стороны наиболее подготовленными были отряды милиции особого назначения (ОМОН), которые начиная с 1990 года направлялись в Нагорно-карабахскую автономную область со всей Азербайджанской ССР по принципу ротации. В то же время начальном этапе армяне не могли в полной мере использовать формирования МВД Армении и поэтому основная нагрузка в конфликте легла на ополченческие и добровольческие формирования.
Ситуация коренным образом изменилась после провозглашения Арменией и Азербайджаном независимости. Практически сразу (а зачастую и раньше) начался ускоренный процесс строительства национальных вооруженных структур. Причем в Республике Армения он шел гораздо успешнее, в первую очередь благодаря ликвидации или установлению государственного контроля над армянскими незаконными вооруженными формированиями. Фактически костяк будущей «Армии Нагорного Карабаха» составляли подразделения «Армянской национальной армии» (АНА) (командир – Размик Василян), которые были подконтрольны «Армянскому Общенациональному Движению» (АОД) во главе с Левоном Тер-Петросяном.
В тоже время в Азербайджане процесс формирования армии шел очень непросто на фоне целого ряда внутриполитических конфликтов. Вначале между постсоветской номенклатурой и «Народным Фронтом» (НФ), потом между лидерами НФ и Суретом Гусейновым. На азербайджанских вооруженных структурах и их боеготовности такие неурядицы отражалось самым отрицательным образом. Зачастую было так, что на относительно небольшой территории функционировало сразу несколько дублирующих и почти враждебно настроенных друг к другу вооруженных структур, что приводило к периодическим разоружениям, а то и к прямым вооруженным столкновениям. Тем не менее, пусть и далеко не оптимальным путем и ценой больших территориальных и материальных потерь на фронте к концу карабахской войны военная организация Азербайджана более-менее структурировалась и обрела относительную устойчивость.
В отличии от других конфликтов важное значение для активизации боевых действий на фронте было наличие достаточно большого количества тяжелого вооружения у обеих сторон. Особенно этот процесс пошел быстрыми темпами после того, как началась дележка наследства бывшей Советской армии. Так, Армении досталась техника и вооружение 15-й и 164-й мотострелковых дивизий, отдельных частей 7-й Общевойсковой Армии, 7-го и 9-го укрепленных районов. Сейчас можно утверждать, что Еревану к 1993 году было официально передано 154 танка, 379 бронированных боевых машин (включая БТР и БМП), 259 артиллерийских систем калибра свыше 100-мм. И это без учета вооружения 366-й мотострелкового полка 23-й дивизии, дислоцировавшегося в Степанакерте и захваченного вооруженными формированиями Нагорного Карабаха.
В свою очередь Азербайджану досталась техника 4-й общевойсковой армии, в том числе 23-й мотострелковой дивизии (мсд), 60-й мсд, 295-й мсд. Сюда стоит прибавить вооружение 75-й мсд в Нахичевани, а также 104-й воздушно-десантной дивизии и отдельных частей центрального подчинения. Всего официально Азербайджану было передано 286 танков, 947 боевых бронированных машин, 388 артиллерийских систем.
Стоит отметить, что далеко не вся техника, передававшаяся обеим сторонам была полностью исправна, особенно это относится к азербайджанскому «наследству». Стоит сказать, что в воспоминаниях отмечены многочисленные случаи открытого саботажа со стороны офицеров, что вылилось в целенаправленном выводе из строя техники или отдельных ее систем перед передачей национальным формированиям. Кроме того, зачастую передававшиеся азербайджанским властям военные городки после подписания актов передачи «случайно сгорали».
Уже в ходе активных боевых действий стороны продолжали получать тяжелое вооружение извне. Естественно, что для Армении основным таким поставщиком стала Россия, передавшая в 1993-1996 гг. 8 ПУ и 32 ракеты ОТРК 9К72 «Эльбрус», 84 Т-72, 50 БМП-2, 18 РСЗО БМ-21 «Град», 18 орудий Д-20, 18 Д-1, 36 Д-30, 26 минометов, 27 ПУ ЗРК «Круг», 4 штурмовика Су-25, а также стрелковое вооружение и боеприпасы. Азербайджан в ходе войны закупал оружие преимущественно на Украине, в том числе 150 танков Т-55, 8 истребителей МиГ-21, 2 истребителя – бомбардировщика Су-17.
Развал Советского Союза, образование независимых Азербайджана и Армении, начало процесса перехода под их юрисдикцию большей части советского вооружения, дислоцированного на территории бывших республик, процесс вывода с их территории вооруженных формирований СНГ перевели конфликт на качественно новый уровень. На смену эпизодических столкновений боевиков обоих национальностей друг с другом и с союзными и республиканскими вооруженными структурами пришла настоящая межгосударственная война, хотя и не объявленная. 1992 год ознаменовался целым рядом общевойсковых операций, радикально изменивших лицо Карабахского конфликта.
Тем не менее, для трансформации войны из столкновения милиционных и добровольческих формирований в сражение двух регулярных армий необходим был некий переходной период, связанный с процессом формирования национальных военных структур, наполнения их кадрами и вооружением. И тут армянская сторона имела определенную фору, что и позволило ей раньше начать операции качественно иного уровня, чем это было в Карабахе ранее. Связано это было прежде всего с тем, что в высшем командном составе Советской армии служило гораздо больше армян, чем азербайджанцев.
В ночь с 25 на 26 февраля армянские формирования захватили Ходжалы и аэропорт Степанакерта, чем была обеспечена коммуникация с Арменией по воздуху. Гарнизон, ядро которого составляли рота ОМОН, батальон местного ополчения и минометная батарея не смогли противостоять пяти ротам карабахской армии и добровольческим отрядам. Попытка азербайджанского контрнаступление 5-6 марта со стороны Агдама по направлению Аскеран – Ходжалы провалилась. Серьезным подспорьем для армянских подразделений стала конфискация в это время техники 366-го полка 25 танков, 87 БМП, 28 БТР и БРДМ, 45 артиллерийских систем. Ходжалинские события запустили очередной виток азербайджанского внутриполитического кризиса, в результате которого президент А. Муталибов был вынужден временно покинуть свой пост. На фоне этого началось массовое изъятие азербайджанцами вооружения и военной техники у частей различных ведомств бывшего СССР.
Продолжение, следует….
Вторая часть. Война в Нагорном Карабахе.
Третья часть. Война в Нагорном Карабахе.
Четвертая часть. Война в Нагорном Карабахе.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.