Головна / Статті / Авторські блоги / Война в Нагорном Карабахе. Часть третья.
Военнослужащие азербайджанской армии следят за границей неподалеку от города Кедабек, 1 сентября 1992 года. На тот момент азербайджанские войска контролировали почти половину Нагорного Карабаха.

Война в Нагорном Карабахе. Часть третья.

Третья часть о войне в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном в  начале 1990-х годов, от военного историка Михаила Жирохова. Продолжение…

Весной 1993 года боевые действия переместились на территорию собственно Азербайджана. 27 марта началось армянское наступление на Кельбаджарский район Азербайджана. Целью операции была ликвидация угрозы Лачинскому коридору с севера; установление контроля над дорогой Варденис-Мардакерт (не считая азербайджанской зоны контроля в районе Мардакерта); прикрытие северного фланга хребтом Муровдаг.

Наступление велось со стороны Армении (с запада), с территории Карабаха (с востока) и со стороны Лачина (с юга). 2 апреля был взят районный центр, а 5 армянские части вышли к Омарскому перевалу, завершив разгром изолированных азербайджанских сил в Кельбаджарском районе. Причем в руки армян попала часть тяжелого вооружение азербайджанцев, а часть была уничтожена экипажами из-за невозможности эвакуации.

Армянское подразделение на фронте, осень 1992 г.
Армянское подразделение на фронте, осень 1992 г.

Кельбаджарская операция стала прелюдией к серии успешных армянских наступлений летом и осенью 1993 года на территории собственно Азербайджана. Стоит отметить, что успеху армянского наступления 1993 года во многом способствовал очередной масштабный внутриполитический кризис внутри руководства Азербайджана.

4 июня 1993 года верные президенту А. Эльчибею части начали в Гяндже (бывший Кировобад) операцию по разоружению верных полковнику С. Гусейнову войск, в первую очередь 709-й мотопехотной бригады. Однако в результате ответных действий сторонников Гусейнова были разоружены правительственные силы, чему способствовало значительное количество бронетехники и артиллерии в подразделениях мятежников, полученной от выведенной незадолго до этих событий 104-й дивизии ВДВ России.

 

После удачных для мятежников вооруженных столкновения с лояльными центральной власти частями президентской гвардии и внутренних войск к С. Гусейнову присоединилась 707-я бригада и ряд других подразделений азербайджанской армии, что позволило полковнику начать наступление на Баку. К середине июня мятежники вышли на подступы столицы. 10 июня в Баку из Нахичевани возвращается Г. Алиев, который начинает переговоры с мятежниками. Результатом становится отстранение А. Эльчибея от власти.

Летом 1993 года также обострилась ситуация на юге Азербайджана в районе компактного проживания талышей. 21 июня начался мятеж в 704-й мотопехотной бригаде и 4-м погранотряде. Командование бригады приняло Обращение к народу и объявило о создании Талыш-Муганской Автономной Республики. 7 открылось заседание меджлиса ТМАР, на котором была провозглашена Талыш-Муганская Республика, а на базе 704-й бригады ее начальником оперативного отдела началось формирование Национальной гвардии нового государственного образования. Окончательно подавить мятеж центральной власти удалось лишь в конце августа 1993 года.

Для Карабахского фронта эти события имели ряд важных последствий. Во-первых, мятеж С. Гусейнова привел к развалу северного и центрального участка фронта, как из-за оставления позиций мятежниками, так и из-за разоружения лояльных Эльчибею формирований (в том числе несколько батальонов на фронте и вблизи него). Во-вторых, мятеж талышей сковывал силы центральной власти уже возглавляемой Г. Алиевым и С. Гусейновым.

Развалом азербайджанского фронта в полной мере воспользовались армяне, которым удалось провести Мардакертскую, Агдамскую операции и серию операций в южном секторе фронта, ликвидировавших азербайджанское присутствие между границей НКР и Ираном.

Так как мятеж Гусейнова наибольший и быстрый негативный эффект имел для участка фронта Мардакерт – Агдам, то именно там и началось армянское наступление. Первой его целью стал Агдам, как важнейший пункт на восточном направлении. К тому времени основу гарнизона города составляла 708-я бригада ВС Азербайджана. 12 июня азербайджанские позиции были атакованы с юга силами Мартунинского оборонительного района, в результате чего были заняты ряд сел к юго-востоку от Агдама и нависла угроза над автодорогой Агдам-Агджабеди. 13 июня азербайджанские подразделения выбили армян с занятых в предыдущий день позиций. 15-16 июня части Центрального и Аскеранского оборонительного района (ОР) заняли ряд сел у южной окраины города, тем не менее, 18 июня, после получении азербайджанцами подкреплений, армяне были выбиты контратакой и вернулись на исходные позиции.

Не достигнув сразу успеха в районе Агдама, армяне перенесли свои усилия к захваченному Азербайджаном год назад Мардакерту, который пал 27 июня после захвата армянами господствовавших над ним высот и перерезания дороги Мардакерт-Агдам в предыдущие два дня.

Армянские бойцы на фоне БМП-1
Армянские бойцы на фоне БМП-1

Обеспечив себе в ходе Мардакертской операции левый фланг, армянские войска начали новое наступление на Агдам, которое началось 3 июля. Армянские войска заняли ряд сел в районе Агдама и вышли на окраины города, однако были выбиты с них контратакой 708-й бригады. Последнее наступление на Агдам началось 21 июля. Армяне сосредоточили против города до 5 тыс. человек при поддержке до 40 танков, 100 бронемашин, 100 единиц артиллерии и 8 Ми-24. В ходе наступление производился охват города с востока (была перерезана автодорога на Агджбеди) и севера. В условиях угрозы окружения в ночь с 23 на 24 июля гарнизон покинул Агдам по еще свободной дороге на Барду.

Первые три недели августа прошли в боях местного значения на Агдамском, Мартунинском и Физулинском направлениях. На последнем участке в ходе наступления 9 августа азербайджанцам удалось занять ряд сел, причем локализация наступления потребовала от армян переброски подкреплений с центрального участка. 15 августа азербайджанские части предприняли неудачную попытку продвинуться на Мартуни со стороны Физули. В свою очередь армяне подготовили и провели масштабное наступление на Физулинском направлении с севера (силами Мартунинского ОР) и с запада (5-я бригада), которое увенчалось падением Физули (оборонявшимся Физулинской бригадой и 160 полком) 22 августа. Кроме того, на юге был занят Горадиз, а на восток от райцентра армяне продвинулись на 15 км, выйдя в степную часть района боевых действий. Наступление на Физули и Горадиз прикрывало фланг армянским частям Гадрутского и Центрального ОР, наступавших на районный центр Джебраил (основу гарнизона составлял Ленкоранский батальон), взятый армянами 23 августа. После чего эти формирования повернули на запад и 31 августа взяли Кубатлы. Азербайджанские части были вынуждены срочно отступать в Зангеланский район. Эвакуацией азербайджанцев из Кубатлинского района снималась угроза для Лачина с юга. Таким образом, после завершения данной операции армяне надежно защитили свою основную коммуникацию между Нагорным Карабахом и Арменией.

Отошедшие в практически изолированный Зангелан азербайджанские войска вместе с местными силами особой угрозы уже не представляли. Тем не менее, осенью 1993 года армяне предприняли операцию по полной ликвидации азербайджанского присутствия на южном фланге. 23 октября началось наступление армян на станцию Горадиз с Худаферинским мостом через р. Аракс, которое увенчалось успехом. Кроме того, и на других участках армяне вышли к иранской границе, отрезав азербайджанские силы в Зангелане. Сам райцентр пал в результате комбинированного удара как карабахских частей, так и собственно армянских с территории Армении. Гарнизон Зангелана перешел на территорию Ирана и был интернирован. Обеспечивающий общее наступление на юг удар армяне наносили на восток от Физули в сторону райцентра Бейлагана, однако были остановлены азербайджанскими контратаками. Тем не менее, и на этом направлении им армянским войскам удалось продвинуться на 15 км. Создалась реальная угроза падения Бейлагана.

В целом, армянам удалось в полной мере воспользоваться азербайджанским внутриполитическим кризисом и захватить летом-осенью 1993 года обширные территории, значительно улучшивших их положение. Так, была ликвидированы угрозы Степанакерту со стороны Агдамского гарнизона, Лачинскому коридору со стороны Кубатлы и Мартуни-Гадруту со стороны Физули-Джебраила. Кроме того, теперь южный фланг армянского фронта был прикрыт иранской границей.

С другой стороны, к октябрю 1993 года внутриполитическая ситуация в Азербайджане была более-менее стабилизирована. Г. Алиев победил на президентских выборах 3 октября, С. Гусейнов стал премьер-министром, а мятеж в Талыш-Муганской республике ликвидирован. Эти обстоятельства позволили азербайджанскому руководству уделить достаточно внимания войне в Карабахе.

Относительная стабилизация политической ситуации в Азербайджане после прихода к власти Г. Алиева позитивным образом отразилась и на азербайджанских вооруженных силах. Так в период с октября 1993 года по май 1994 года было проведено четыре призыва. Активизировался перевод офицеров-азербайджанцев из армий постсоветских государств. Из Украины было получено 100 Т-55,  чем частично были компенсированы потери в танках. А главное, в вооруженных силах была в значительной степени преодолена фракционность по партийному или идеологическому признаку и укреплена дисциплина.

Учитывая негативную динамику изменения соотношения сил сторон, армяне решили не ждать окончания реформирования азербайджанской армии и сработать на упреждение. 10 декабря 1993 года армянские войска начали наступление на районный центр Бейлаган. Однако они были остановлены азербайджанскими частями, которые в свою очередь перешли 15 декабря в наступление и к 8 января 1994 года освободили 11 населенных пунктов, включая железнодорожную станцию Горадиз и установили контроль над стратегически важным Худаферинским мостом через р. Аракс. В этих боях армянская сторона понесла ощутимые потери в бронетехнике. Так, Республика Армения в информации распространенной в ОБСЕ, признала потерю (на всех направлениях) 12 танков и 36 бронированных машин в январе 1994 года. С учетом потерь Армении в декабре и потерь карабахской бронетехники можно говорить о десятках единиц БТТ, потерянных армянами в ходе этой операции, что объясняется не только напряженным характером боевых действий, но и тем, что поле боя осталось за Азербайджаном.

Kartamec

Наступление азербайджанцев на юге вдоль иранской границы было частью более масштабной операции с решительными целями, начатой азербайджанскими войсками и состоявшей из ряда частных операций. Так, на юге после освобождения Горадиза и Физули предполагалось дальше продвигаться на запад для освобождения Джебраила и Зангелана, а после выхода к границе с Арменией повернуть на север с конечно целью – Лачин. На северном фланге азербайджанцы проводили операцию двумя группировками по сходящимся направлениям Ханлар-Кельбаджар через Омарский перевал Муровдага и Мардакерт-Кельбаджар вдоль шоссе, соединяющее эти населенные пункты. После освобождения Кельбаджарского района азербайджанские войска должны были повернуть на юг на Лачин. Итогом операции, в случае ее успешного завершения, должно было стать окружение армян в Карабахе. Кроме того, велось наступление и на Агдамском направлении.

Наибольшего успеха азербайджанцы достигли в южном секторе фронта. Хотя и там их успехи были довольно скромными из-за армянских контратак. Причем о напряженности боевых действий на данном направлении может свидетельствовать массовое участие в них частей Республики Армения, например, Капанской и Горисской бригад и подразделений ВВ Армении.

В северном секторе азербайджанцам изначально сопутствовал успех, 20 января подразделениям 701-й бригады удалось перейти через Муровдаг несмотря на тяжелые погодные условия и освободить 12 населенных пунктов, перерезав дорогу Мардакерт-Варденис. Однако азербайджанцы столкнулись с предсказуемыми проблемами со снабжением своих войск через высокогорный перевал в условиях зимы. И что еще важнее, наступление на Мардакерт особого успеха не имело, несмотря на переброску туда части азербайджанских сил с Агдамского направления. Это привело к срыву установления контроля над более удобной для снабжения сил в Кельбаджарском районе дорогой Мардакерт-Варденис. С другой стороны, армяне вначале не имели достаточно войск, чтобы разгромить азербайджанцев южнее Муровдага, так как основные их силы были задействованы на Мардакертском, Агдамском и Физулинском направлении. Более того, одно из армянских подразделений  попало в засаду и понесло значительные потери. Тем не менее, в итоге, армянам удалось собрать на этом направлении достаточно сил для контрнаступления, которое развернулось 12 февраля 1994 года со стороны Вардениса (Армении) во фланг азербайджанской группировке и Кельбаджара (с фронта). Азербайджанские силы, находившиеся три недели в полуизоляции от своих тылов были разгромлены и вынуждены были отступить через Муровдаг бросив тяжелое вооружение, понеся при отступлении переходящем в бегство крупные потери в живой силе.

На Агдамском и Мардакертском направлении азербайджанцам сопутствовали локальные успехи, не имевшие особого значения. Таким образом, зимнее наступление азербайджанской армии привело к определенным успехам в южном секторе, безрезультатным позиционным боям в центральном секторе и к катастрофе в северном.

Хотя зимнее наступление, в целом, закончилось для азербайджанцев неудачно и стоило им значительных потерь (особенно на Кельбаджарском направлении), противодействие ему потребовало значительного напряжения сил как Карабаха, так и Республики Армения. Учитывая демографическое и экономическое превосходство Азербайджана над Арменией, подобные боевые действия могли измотать армян и в итоге привести к их поражению. Потому армянское руководство приняло решение провести масштабную наступательную операцию с решительными целями, которая в случае успеха могла вынудить противника принять армянские условия мира. Ближайшими целями операции были выбраны Третер и Барда, падение которых открывало дорогу на Евлах и Мингечаур. Захват же последнего и выход армян к Мингечаурскому водохранилищу отрезал от основной территории западный Азербайджан с городами Гянджа, Шамкир, Казах и другими.

В ночь с 9 на 10 апреля началось последнее в этой войне масштабное армянское наступление в Карабахской войне – Тертерская операция. Наступление велось по трем направлениям. Силы Центрального ОР наступали на северо-восток вдоль шоссе Агдам-Барда в степной зоне, а войска Мардакертского ОР по горам на восток на Тертер и на север с целью охватить Тертер, отрезав его от Евлаха. Несмотря на то, что равнинный характер местности на Бардинском направлении и отсутствие у азербайджанцев сил для создания там сплошной линии обороны, в небольших селах и в садах на этом участке развернулись ожесточенные бои. Отдельные населенные пункты переходили по нескольку раз из рук в руки. Так с селом Капанлы это произошло четыре раза. Основная тяжесть оборонительных боев на этом направлении легла на 777-ю бригаду МО, внутренние войска Азербайджана, Тертерский батальон и полицию. Войска Мардакертского ОР, усиленные 5-й бригадой смогли занять ряд населенных пунктов к западу и северо-западу от Тертера, но сам город взять не смогли.

Проведя с 16 апреля по 5 мая пять попыток прорвать азербайджанский фронт армяне добились лишь отдельных тактических успехов, вклинившись в оборону противника, но, не преодолев ее. На других направлениях Карабахского фронта стороны предпринимали локальные наступательные операции с целью отвлечь резервы противника с основного направления.

В итоге, несмотря на то, что для участия в наступлении были стянуты крупные армянские силы и сосредоточены значительные запасы материальных средств, даже ближайшие цели операции достигнуты не были. Упорные же бои истощили армянские силы. В свою очередь и азербайджанская сторона, которая не оправилась в полной мере от зимнего наступления и также понесшая серьезные потери в ходе оборонительных боев Тертерской операции также была истощена. Потому не удивительно, что противники согласились на подписание соглашения о прекращении огня, которое вступило в силу 12 мая 1994 г. Это перемирие завершило этап активных боевых действий Карабахской войны.

Несмотря на поражение в ходе азербайджанского контрнаступления под Горадизом и, в целом, неудачную Тертерскую операцию, армянская зона контроля на момент прекращения боевых действий имела чрезвычайно выгодную в военном смысле конфигурацию. Захватив ряд районов собственно Азербайджана, армяне обеспечили беспрепятственную связь между НКР и Арменией; прикрыли северное направление установлением контроля над основными путями через Муровдаг; обеспечили южное направление выходом к иранской границе; получили возможность развернуть на восточном направлении цепь опорных пунктов на господствующих высотах («Линия Оганяна»), прикрытых равнинной полосой обеспечения; получили контроль над важным транспортным узлом – Агдамом и рокадной дорогой Мардакерт-Агдам-Мартуни-Физули. Такое начертание границ зоны контроля обеспечивает ее устойчивость (при наличии достаточных сил) в случае возобновления боевых действий. Проблемой для армян является отсутствия реальных шансов на юридическое закрепление за собой этой территории, что ставит их в тупиковое положение.

Обсуждение вопроса о принадлежности Карабаха ставится азербайджанцами в зависимость от возвращения им территорий не входивших в НКАО. Возвращение же Азербайджану лишь Агдамского и Физулинского районов уже значительно подрывает устойчивость армянской обороны, не говоря уже о Лачинском или Кельбаджарском районах. Причем, даже если платой за возвращение этих территорий станет признание Азербайджаном независимости НКР (что маловероятно) нет гарантий, что после утраты этих важных позиций армяне не подвергнуться нападению в будущем в куда менее выгодных для них условиях. Не идя же на уступки в данном вопросе, армянская сторона обрекает себя на неопределенно долгое нахождение в подвешенном состоянии в условиях отсутствия международной легализации своего контроля над Карабахом и перманентную гонку вооружений с Азербайджаном при не сопоставимых экономических ресурсов.

Также стоит сказать, что позиционное преимущество армян в некоторой степени обесценивается по мере перехода азербайджанской армии на качественно иной уровень благодаря закупкам в последнее время дальнобойных артиллерийских систем (ракетные комплексы «Точка-У», РСЗО «Смерч» и «Lynx», САУ 2С7 «Пион»), способных поражать цели глубоко в тылу армянских позиций, в том числе малоподвижные системы армянской ПВО (РЛС, ЗРК С-125 и «Круг»), чем облегчается реализация преимущества азербайджанской стороны в воздухе. Роль дальнобойных артиллерийских систем азербайджанской армии растет за счет их взаимодействия с закупленными в Израиле БПЛА.
Продолжение, следует….

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *