В настоящее время ВВС Израиля представляют собой наиболее подготовленные и эффективные воздушные силы мира. Военная авиация этого небольшого государства по подготовке и оснащению не уступает воздушным флотам таких стран западного мира, как Великобритания, Франция или Германия. А что касается опыта современной воздушной войны, то израильские пилоты накопили его гораздо больше, чем российские и американские летчики вместе взятые. Достаточно сказать, что за последние 60 лет израильская авиация уничтожила примерно 500 самолетов противника, причем в большинстве случаев это были новейшие машины советского производства. Однако начиналось все с легких гражданских самолетов, которые закупали частные лица. Со временем эти совершенно не приспособленные к выполнению боевых задач аппараты стали основой будущих ВВС.
В ноябре 1947 года по окончании британского мандата в Палестине ООН рекомендовало создать на территории Палестины отдельно еврейское и арабское государства с таким расчетом, чтобы Иерусалим находился под управлением международного сообщества. При этом евреев на тот момент проживало тут 650 тысяч человек, а арабов – 1 млн 200 тысяч.
Однако будущий раздел Палестины не устраивал прежде всего арабов, которые фактически оказывались разделенными в трех анклавах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже осенью 1947 года по Палестине прокатились многочисленные погромы, в которых арабам противостояли боевики еврейской подпольной вооруженной организации «Хагана». Созданная еще в 30-е годы организация кроме всего прочего имела и авиационный компонент – так называемая «Шерут Авир» («Воздушная служба»).
Хотя формально она была создана в ноябре 1947 года, однако подготовкой летных кадров и закупкой техники еврейские партизаны занимались очень давно. Еще в начале 30-х годов под эгидой «Хаганы» было организовано несколько планерных клубов по всей британской Палестине.
Первый такой клуб появился в городе Кармель недалеко от Хайфы в 1932 году. Через несколько лет два небольших клуба были сведены в один большой «Аэроклуб Израиля». В 1936 году был на базе международного аэродрома в Лидде (ныне – Лод) был открыт еще один клуб – «Palestine Flying Services», для нужд которого в том же году был приобретен учебный биплан DH-60 «Джипси Мот». Кроме подготовки летчиков, в этих клубах также обучали механиков и техников. В 1938 году в Британии были куплены DH-82 «Тайгер Мот» и три «Тейлокрафта» (модели А и В), а в Польше – два RWD-8.
Наконец в 1936 году была учреждена первая авиакомпания – «Авирон», а через год – вторая: «Палестин Эйрвейз». В них летали сразу несколько машин Шорт «Сцион» и DH-89 «Дрэгон Рэпид». Наиболее серьезной была «Палестин Эйрвейз», руководство которое на деньги «Хаганы» организовало новый аэродром Сдэ Дов севернее Тель-Авива. Однако ее история была недолгой – с началом Второй Мировой войны ее самолеты были реквизированы британцами.
«Авирон» же продолжал оставаться гражданским прикрытием для «Хаганы», где готовились кадры для будущих еврейских ВВС. С началом Второй Мировой войны «Хагана» всячески поощряла вступление евреев в различные авиационные подразделения – причем как летные части, так и технические. По некоторым оценкам к концу войны около 2500 еврейских юношей и девушек имели боевой опыт, приобретенный в различных союзных ВВС. Именно они и составили костяк полулегального «Шерут Авир».
На осень 1947 года евреи располагали 10 гражданскими аппаратами: 2 DH-82 «Тайгер Мота», 2 «Тейлокрафта», 2 RWD-13 и по одному RWD-15, J-1, RC-3 и DH «Дрэгон Рэпид». Все машины базировались на аэродром Сдэ Дов – подальше от глаз британцев.
Первыми задачами летчиков стала разведка (фотографирование объектов и провозные полеты командиров наземных подразделений), эвакуация раненных, сопровождение конвоев, а также перевозка продовольствия и припасов для окруженных еврейских анклавов. Последняя задача была критически важной для зарождающегося государства. Дело в том, что киббуцы, как правило, располагались в десятках километрах друг от друга и не имели ни надежной связи, ни коммуникаций. И с началом противостояния арабские отряды легко их изолировали.
Первый боевой вылет израильские летчики совершили 17 декабря 1947 года, когда летчик Пинхас Бен-Порат на RWD-13 получил приказ привезти доктора в киббуц Бет-Эшель в пустыне Негев, а также эвакуировать двух раненных еврейских ополченцев. Однако по прибытию на место, летчик узнал от местных жителей, что соседний еврейский поселок Нватим атакуют двести арабов. Тут же Бен-Порат принимает рискованное решение – атаковать противника с воздуха. Местные ополченцы одолжили ему ручной пулемет «Брэн», а также отчаянного стрелка. Летчик снял дверь и практически сразу после взлета атаковал арабов. Противник не ожидал такого развития событий и вынужденно отступил. После этого применение таких самодельно вооруженных самолетов (в шутку названных «примусами») стало нормальной практикой для этого конфликта.
Параллельно еврейские эмиссары предпринимали просто титанические усилия для закупки самолетов по всему миру. Причем интересно, что самыми эффективными оказались закупки, что называется «на месте». Дело в том, что британцы посчитали, что при эвакуации вывозить самолеты из далекой Палестины не самое правильное решение и поэтому решили распродать часть прямо на месте. Так, из состава 651-й эскадрильи Королевских ВВС для продажи частным лицам были предложены восемнадцать легких связных машин «Остер» АОР-5, два АОР-3 и неисправный «Эйрспид» «Оксфорд». Разумеется, тут же нашелся покупатель — авиакомпания «Авирон», которая купила их по 25 тысяч долларов за самолет. Так как самолеты покупались как металлом, то евреи были вынуждены пойти на хитрость, дав однотипным самолетам одни и те же регистрационные коды.
В марте 1948 года начались крупномасштабные вооруженные столкновения между арабами и евреями за контроль над основными стратегическими пунктами: поселениями, железнодорожными станциями и просто дорогами. Такое развитие событий потребовало реорганизации имевшихся авиационных сил: на севере на аэродроме Явниэль была организована эскадрилья «Галиллея».
В начале апреля дошло до создания эскадрильи «Негев», которая с аэродрома Нир-Ам должна была поддерживать боевые действия на юге. Оставшиеся машины были организованы в эскадрилью «Тель-Авив». Такая трехэскадрильная организация просуществовала вплоть до 14 мая 1948 года.
Отметим, что в этот период евреи находились в обороне и главной задачей авиации по прежнему оставалось снабжение еврейских поселений. Так, 27 марта израильтяне начали проводку конвоя из 37 машин и 14 самодельных «броневиков» в окруженную еврейскую часть Иерусалима. Воздушную разведку в интересах колонны вел единственный «Тейлоркрафт», а в интересах англичан — «Остер» АОР-6 из состава 1908-го звена 651-й эскадрильи (за что и получил пару пулевых пробоин). В 14:00 еврейский «Остер» сбросил на засаду арабов две самодельные 25-кг бомбы, представлявшие собой кусок трубы, заполненный взрывчаткой, с запалом от гранаты. Бомбы бросал второй член экипажа, он же вел огонь из пулемета.
Ночью «Шерут Авир» привлекла к снабжению колонны «Дрэгон Рапид», сбрасывавший тюки с продовольствием, однако по назначению попал лишь один из них, остальные достались противнику. Попытку повторить операцию днем сорвал огонь арабов, но позже это удалось экипажу RWD-13. «Бомбардировщик» «Остер» сбросил на противника восемь бомб, четыре из которых даже взорвались.
Всего за двое суток еврейская авиация, используя 6 самолетов и 14 летчиков, произвела 37 самолето-вылетов, в том числе 10 – ночью. На противника было сброшено 33 самодельных бомбы. Ущерб от бомбежек оказался минимальным, но активное применение авиации произвело впечатление на палестинских арабов. И хотя только вмешательство англичан спасло конвой от полного разгрома, операцию по проводке конвоя можно считать настоящим боевым крещением «Шерут Авир».
Попытки разблокирования Иерусалима продолжались и в апреле 1948 года. Активное участие в них приняла пара «Остеров», которые пилотировали «аэроклубовские» летчики Яков Бен-Хаим, Пинхас Бен-Порат и Ицхак Хенненсон. Несмотря на ожесточенный огонь с земли, они сбрасывали амуницию и продовольствие своим, а бомбы — арабам.
В этих небезопасных вылетах еврейская авиация несла потери. 26 марта был подбит и сел на вынужденную посадку южнее Иерусалима «Остер». 14 апреля совместным огнем арабов и разведывательной бронегруппы англичан был сбит еще один такой аппарат, экипаж которого атаковал арабский конвой. Через три дня арабские диверсанты в аэропорту Лидды сожгли ангар «Авирона», кремировав неисправный RWD-15.
В ночь с 20 на 21 апреля еврейские войска атаковали занятую палестинцами полицейскую станцию у границы с Ливаном. Атака захлебнулась, и поутру Пессах Таль на «бомбовозе» отправился выкуривать противника. В четырех заходах на цель он сбросил четыре бомбы, но в последнем из них самолет получил повреждения — был пробит маслобак, а сам пилот пострадал от осколков остекления, изрезавших его лице. После того как двигатель остановился, летчик совершил вынужденную посадку около кибуца. Позже самолет удалось отремонтировать.
25 апреля активизировались боевики другой еврейской вооруженной силы – «Иргун Цвай Леуми», которые начали наступление на Яффу. Им помогал Яков Ратушняк на «Злине» Z-XII. Правда, недолго – уже на следующий день после одной неудачной посадки аппарат пришлось списать.
27 апреля сюда подошли силы «Шерут Авир» и три дня спустя окруженные арабские боевики капитулировали. Интересно, что в ходе сражения за Яффу произошел бой между евреями и англичанами, причем последние даже пустили в ход авиацию: так, позиции еврейских подразделений атаковала как минимум четверка «Спитфайров» FR.18 208-й эскадрильи. Но даже вмешательство британской авиации не смогло предотвратить оккупацию города и исход примерно 70 тысяч арабских жителей.
Май начался атакой «Хаганы» на подразделения ливанской армии, действовавшие на севере Палестины. Моше Пелед и Даниель Бюкстейн осуществляли бомбовые удары и разведку.
К этому времени «Шерут Авир» пополнилась тройкой С-46, который оказались весьма ценным приобретением — по грузоподъемности он соответствовал пяти «Остерам».
Однако первое их применение оказалось провальным – 10 мая Ярив Шейнбаум, Даниэль Бюкстейн, два бомбардира (в смысле «бомбокидателя») и еще два пехотинца-целеуказателя вылетели на «Норсемене» на бомбежку арабских позиций в районе Бэт-Мачсира. Операция закончилась катастрофой, вероятной причиной которой стала попытка сбросить бочку со взрывчаткой — это могло нарушить центровку самолета и заставить его войти в штопор.
Проблему города Гош Эцион, снабжение которого долгое время было головной болью «Шерут Авир», окончательно решили местные арабы при поддержке бронемашин Трансиорданского арабского легиона. Эскадрилья «Тель-Авив» пыталась предотвратить трагичный финал, поддерживая своих боеприпасами и огнем, но безуспешно. Обозленные палестинцы вырезали 127 защитников городка, включая женщин и раненых.
В других еврейских поселениях до резни дело не дошло, но в первой половине мая 1948 года самолеты «Дакота», «Дрэгон Рапид» и С-46 эвакуировали многих жителей из опасных районов. При этом второй С-46 попал под пулеметный огонь, был поврежден и выведен из строя.
Таким образом, хотя половина еврейских самолетов имела весьма сомнительные боевые качества, а вторая вовсе не имела таковых, «Шерут Авир» внесла немалый вклад в успешные действия «Хаганы». В целом апрель был очень удачен для еврейской стороны: кроме многочисленных мелких поселений, удалось оккупировать несколько арабских городов, включая Яффу, Цфат и Хайфу.
Пока еврейские пилоты воевали на своих «примусах», еврейские эмиссары закупали более серьезные машины, а также вербовали летный и технический состав, причем не только среди евреев.
Тут стоит отметить, что несмотря на то, что после Второй мировой войны весь мир был завален дешевым вооружением, приобрести по настоящему боевые самолеты оказалось делом далеко не простым. И связано это было, прежде всего, с позицией США, которые на тот момент относились к идеям сионизма весьма прохладно, при этом жестко контролируя как экспорт, так и реэкспорт демилитаризованной, а тем более военной техники американского производства.
Поэтому еврейским агентам приходилось проявлять буквально чудеса своей знаменитой изворотливости. Причем некоторые планы были настолько фантастическими, что не могли быть реализованы. Чего стоит, например, план закупки через одну из латиноамериканских стран сразу 10 бомбардировщиков В-25, 10 истребителей F6F «Хеллкет», пяти двухмоторных «Вентур» и пары «Эвенджеров». Причем для доставки всего этого «добра» в Палестину предполагалось попутно прикупить эскортный авианосец!
Гораздо более успешными стали закупки самолетов «двойного назначения» – прежде всего столь необходимых транспортных самолетов. Вероятно, первой такой успешной закупкой стала афера некоего Эла Швиммера, который купил в США 9 транспортных самолетов С-46 «Коммандо» и 3 С-69 «Констеллейшен» и организовал под панамским флагом фиктивную авиакомпанию LAPSA («Lineas Aereas de Panama SA»). Но ФБР не дремало и не всю купленную авиатехнику удалось переправить на Ближний Восток – так, два «Констелейшна» были арестованы американцами, а один С-46 разбился в ходе дальнего перелета.
В декабре 1947 года в Британии некто Фредкин смог заключить контракт на закупку шести «Энсонов», «Дрэгон Рэпида», шести «Тайгер Мотов» и одного «Проктэра». И хотя не вся техника дошла до покупателя, гораздо более ценными оказались летчики, которые подписались под этот контракт. Это были Лен Коэн, Морис Манн, Сирил Горовиц и Бэрон Вайсеберг.
Очень плодотворной оказалась деятельность южноафриканца Бориса Сеньера. Правда, первая попытка перегнать купленный по дешевке «Галифакс» окончилась неудачей – самолет разбился в Порт Судане. Однако впоследствии ему удалось разными способами купить на гражданском рынке десять машин: три «Фейрчальд» «Аргус», «Авро» «Энсон», две С-47 «Дакота», два «Дрэгон Рэпида» и две «Бич» «Бонанза». Параллельно ему удалось привлечь нескольких южноафриканских летчиков – Сида Коэна, Лесли Шагама, Сирила Каца и Сесила Вульфсона.
Далеко не все самолеты долетели до пункта назначения – так, след «Энсона» затерялся где-то в Западной Африке, а из двух «Дрэгон Рэпидов» один приземлился в Палестине, а другой в Каире, где экипаж был разоблачен, а самолет конфискован. Интересна его дальнейшая судьба – лайнер был продан авиакомпании «Араб Эйрвейз оф Трансиордан», а впоследствии был сбит израильским истребителем.
Шеф-пилот «Авирона» Эммануил Зур в Англии наладил весьма теплые отношения с компанией «Мейфейр Эйр Сервис», через которую ему удалось закупить сразу семь «Дрэгон Рапидов», Майлз «Аэровэн» и Майлз «Джемини». Первый из «Дрэгонов» прибыл в Палестину 5 мая 1948 года, два следующих — в июне, два — в сентябре, а два последних были интернированы на Кипре в декабре 1948 и в войне не участвовали.
Весьма захватывающей стала проведенная в апреле 1948 года операция по перегонке закупленных в Великобритании четырех двухмоторных Авро «Энсон». Морис Манн, Лен Коэн и прибывшие на С-46 из США Сэм Померанц и Боб Файн должны были перегнать эти самолеты из Италии в Палестину. Однако в этот момент агенты «Хаганы» пронюхали, что небольшой итальянский пароходик «Лино» везет из Югославии в Сирию 6 тысяч винтовок, 8 млн. патронов и большое количество гранат. Было решено уничтожить этот груз на месте. В итоге Манн поднял в воздух С-46 с итальянского аэродрома Бари и в течение трех суток пытался обнаружить судно с оружием во время перехода, однако безуспешно. В итоге «Лино» был потоплен диверсантами прямо в порту.
Если все, что происходило до 15 мая 1948 года, еще можно назвать «межнациональным конфликтом», но начиная с этой даты в бывшей Палестине началась официальная война.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ 3-й полк