Его настоящее имя Салот Сар. Он родился в 1925 году в небольшой деревне в семье зажиточных крестьян. В то время Камбоджа находилась под протекторатом Франции. Сам он позднее вспоминал: «Мы жили ни бедно, ни богато. Во время сбора урожая мы нанимали соседей, чтобы те помогли нам собрать рис».
В возрасте девяти лет Салот Сар впервые попал в Пномпень, мальчик был направлен на учебу в буддийский монастырь, после была французская школа. Его родители делали все, чтобы их ребенок мог получить престижное образование. В 1949 году Сар оказывается в числе избранных учеников, которых направляют на учебу во Францию. Сар едет в Париж. «У меня не было денег. Я получал всего 1000 риелей и покупал на эти деньги книги. Я любил читать», — позднее вспоминает свою юность Сар.
В Париже, где после окончания Второй мировой войны четверть населения отдавала предпочтение марксизму-ленинизму, он знакомится с радикально-настроенной молодежью. Возвращаясь в Камбоджу в 1953 году, Сар мечтает лишь об одном — чтобы его нация была независимой и вновь стала такой же великой, какой была сотни лет назад. Он становится членом Народно-революционной партии Камбоджи, объявленой вне закона. Он живет на приграничных с вьетнамом территориях, где изучает идеи коммунизма. Потом снова возвращается в город. В 1963 году Салот Сар, понимая, что из-за его незаконной революционной деятельности опасно находиться в Пномпене, отправляется в джунгли, в лагеря северных вьетнамцев. Очевидцы утверждают, что кроме веры в идеи коммунизма толчком к очередному уходу в джунгли послужил отказ девушки, в которую Салот Сар был влюблен. Позже Сар женился на активистке Народно-революционной партии. Она во всем разделяла его идеи. Он вернулся в Пномпень через 12 лет, но уже не как Салот Сар, а как Пол Пот. Он хотел, чтобы его, Салот Сара, все родственники и знакомые считали мертвым…
Содержать без затрат и уничтожать без расходов
В 1970 году война во Вьетнаме перекинулась на Камбоджу. США подвергали ее территорию постоянным бомбардировкам. Тысячи сельских жителей оказались без крова. Чем больше кхмеров погибали от бомб Америки, тем больше становились ряды «красных кхмеров». К тому времени Пол Пот построил свой собственный лагерь, независимый от вьетнамцев.
В апреле 1975 года начался штурм Пномпеня. Столица сдалась за пять дней. По новому, революционному календарю 17 апреля 1975 года было названо первым днем нулевого года. «Мы приветствовали их белыми лентами, встречали «красных кхмеров» как победителей. Мы думали, что это конец войны, потом нас кудато повели, — вспоминает один из жителей Пномпеня. — Солдат правительства, одетых в военную форму, расстреливали на месте». Вместе с солдатами убивали всех иностранцев: сотрудников посольств и дипведомств. Согласно первому приказу, который отдал Пол Пот после взятия столицы, все население должно было уехать из города. Два миллиона человек покинули Пномпень за 72 часа. Люди умирали в пути: больных, беременных и только что родивших женщин выгоняли на дороги. «Во время эвакуации погибло не так уж много людей, позже — да. Во время эвакуации у них еще хватало сил», — вспоминает Ноун Чеа, или Брат номер 2. Он был самым близким человеком Пол Пота и в последствие разделил с ним всю ответственность за совершенные преступления. Пол Пот хотел построить идеальное общество. Стереть города с лица земли, отказаться от денег. Все жители должны были стать крестьянами.
Городские жители должны были пройти очищение физическим трудом: их заставили работать на рисовых полях. Все жили в коммунах, носили одинаковую одежду. Тех, кто прибыл из города называли новыми людьми. Во время обеда на раздаче «новые люди» обязаны были пропустить вперед всех крестьян. В результате чего многие оставались без еды. И просто умирали от голода. В построенном Пол Потом обществе все было общее. И каждый из жителей коммуны должен был избавиться от мысли о себе, семье и любви.
«Я помню, как на глазах у всех избили мужчину и женщину. Они, кажется, были семьей, — вспоминает житель Пномпеня Вибол. — Ей завязали глаза, а его в этот момент избивали длинной палкой. Потом с ее лица сняли повязку и тоже начали бить. Их кинули в яму и засыпали землей. Мне кажется, они оба еще были живы. Их захоронили заживо».
Кроме того, что «красные кхмеры» решали кому и с кем вступать в отношения, они забирали всех детей. Мальчишки и девчонки, достигшие семилетнего возраста, должны были проживать с инструкторами. На детей «красные кхмеры» делали большую ставку. После «правильного» обучения подростки становились настоящими убийцами. «У нас была староста товарищ Он, ей было 12 лет. Она управляла целой деревней», — вспоминает очевидец.
Средний возраст бойцов составлял 14 лет. Дети крестьян, выросшие во время военных переворотов в стране, не имеющие никакого образования, с трудом понимали, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Они были прекрасным «материалом»: не задавали лишних вопросов, не боялись смерти и подчинялись любому приказу.
Лучшие развлечения в Пномпене
2013 год. Пномпень. ТюрьмаТуол Сленг. Там пахнет смертью. Пахнет уже на входе на территорию. Пахнет землей, пропитанной кровью. И, несмотря на обилие туристов, в ушах буквально звенит от тишины. Когдато здесь, на окраине Пномпеня, была школа. «Красные кхмеры» быстро «переоборудовали» ее в тюрьму. Она называлась S-21, здесь содержали «предателей партии». На специальных стендах тысячи фотографий заключенных, многие из них дети. Всех их пытали, а потом убивали. Пыточные, кстати, до сих пор остались нетронутыми — это как наглядное напоминание того ужаса, который пришлось пережить людям. За три года работы тюрьмы, по разным оценкам, здесь побывали от 14 до 20 тысяч человек. В живых остались только семеро.
Если попытаешься остановить колесо революции рукой — потеряешь руку «Старших членов партии в той тюрьме было немного. И убили мы немногих. Убивали только тех, кто этого заслуживал», — без зазрения говорит на камеру американскому каналу BBC Ноун Чеа. Он и Пол Пот считали, что болезнь проникла в ряды партии и заразу нужно искоренить.
Пол Пот боялся тайных врагов. В партии начались масштабные чистки. Чун Май в 1970-х работал механиком и помогал «красным кхмерам». «Я до сих пор не понимаю, чем заслужил такое обращение. Они били мою семью, детей. Меня вызвали на допрос и спрашивали, когда меня завербовало ЦРУ или КГБ. Тогда я даже не знал, что такое ЦРУ и КГБ, — вспоминает Чун Май. — Потом мне вырвали ногти на обеих ногах. На третий день был электрошок. Через 12 дней я сознался.
Во время пыток коменданты называли имена тех, кто якобы тоже совершает преступления». Чун Мал был одним их тех семи счастливцев, которым удалось выжить после заключения в Тоул Сленге. После пыток всех заключенных увозили в место под названием Чоенг Эк. Избивали, расстреливали в специальных местах. Чоенг Эк и другие такие места называют полями смерти. До сих пор неизвестно расположение всех подобных «братских могил». По всей стране их порядка 20 тысяч — кроме Тоул Сленга во время режима «красных кхмеров» работало около 200 тюрем.
В декабре 1978 года вьетнамские войска вторглись в Камбоджу. 7 января 1979 года пал Пномпень. Пол Пот снова ушел в джунгли. Там в середине 1980-х он женился во второй раз, у него родилась дочь Патчета. Говорят, что девочка выросла доброй и совсем не похожей на своего отца… Поймать Пол Пота же властям удалось лишь в 1997 году. Его заключили под домашний арест.
Откровенное признание
Июль 1997 года. Камбоджа. Провинция Анлонг Венг. Во время своей беседы американский журналист Нейт Тэйер понимает, что ему просто необходимо задать Пол Поту, бывшему руководителю «красных кхмеров», прямые, фундаментальные вопросы.
«Он говорил про убийства очень обстоятельно и спокойно. Несколько часов. И весьма рассудительно, — вспоминает Тэйер. — Я сказал: «Вас обвиняют в гибели миллионов ни в чем не повинных людей. Раскаиваетесь ли вы в этом? Сожалеете ли вы? Намерены ли вы приносить извинения?» Я неоднократно ставил такие прямые вопросы, но он отказался отвечать. Я рассердился, а он три раза за полчаса угрожал прервать интервью. Для меня как для журналиста и человека такие ответы были неприемлемы. Камбоджийцы заслуживали большего, чем простого интервью журналиста с маньяком в бамбуковой хижине».
Пол Пот умер спустя полгода после этого интервью. Он так и не ответил, почему так безжалостно убивал жителей своей же страны. Что это было? Слепой верой в идею, когда любые цели хороши, когда не важно каким путем они были достигнуты? Когда человеческая жизнь, сотни тысяч человеческих жизней ничего не значат? А самое главное: почему находятся те, кто следуют за такими диктаторами? Те, кто не боится убивать? Те, для кого жестокость — это норма? Когда перелистываешь страницы истории, ответы на эти вопросы повисают в воздухе…
Через несколько лет после смерти Пол Пота в интервью каналу BBC за кровавого диктатора ответил Брат номер 2 — Ноун Чеа. «Пол Пот полностью отдавал себе отчет в своих действиях. Это были наши враги внутри партии». 7 августа 2014 года Ноун Чеа был приговорен специальным судом к пожизненному заключению. Человек, который, так же как и Пол Пот отдавал приказы об истреблении, а по-другому и не скажешь, сотен тысяч людей, до сих пор жив. Вот такая ирония судьбы…
КСТАТИ
Камбоджа — королевство в Юго-Восточной Азии. Численность населения составляет 15 миллионов человек. Столица Камбоджи — Пномпень. После свержения режима «красных кхмеров» к власти пришли вьетнамцы. В 1989 году их войска были выведены из страны. В 1993 году в рамках миротворческой миссии ООН в Камбодже прошли первые легитимные выборы.
СПРАВКА
Пол Пот ( настоящее имя Салот Сар) родился в семье зажиточных крестьян. Его родители могли позволить отправить сына на учебу в столицу. Бывшие одноклассники говорят, что Сар не обладал особыми знаниями, но всегда жаждал власти. Псевдоним «Пол Пот» он начал использовать в середине 1970-х. «Пол Пот» — это сокращение от французского politique potentielle — «политика возможного».
Источник: livejournal.com (страница: ЗлойНаш)