Головна / Статті / Історія / История становления “коммандос”

История становления “коммандос”

Термин «коммандос» был введен в оборот в 40-х годах ХХ века, когда в Великобритании начали появляться первые армейские специальные подразделения. Инициатором их создания стал Уинстон Черчилль. Вот что он писал в послании к министру своего правительства Энтони Идену: «У меня сложилось впечатление, что Германия была права, используя во время Первой мировой войны и сейчас штурмовые подразделения… Францию победила непропорционально малая группа хорошо вооруженных солдат из элитных дивизий». Уже летом 1940 года Черчилль потребовал от военных руководителей высшего ранга начать работу по формированию сил специального назначения, которые предполагалось использовать прежде всего в тылу врага для организации диверсий и партизанской войны.

Такие подразделения получили официальное название «батальоны специальной службы». Однако в среде первых спецназовцев быстро распространилось другое название — «commandos». Его автором стал офицер министерства обороны Великобритании подполковник Дадли Кларк, южноафриканец по происхождению. Как вспоминали бойцы первого батальона «специальной службы», он «с жаром рассказывал им о легендарных бурских партизанах, организованных в «commando», их тактике действий и приемах» во время англо-бурской войны 1899 – 1902 годов. Романтичные рассказы южноафриканца многим пришлись по душе, понравилось и название. Чем же так привлек своих слушателей южноафриканец Дадли Кларк?

Видимо, многие слышали такую поговорку: «Третий от одной спички не прикуривает». Но не все знают, что пошла она со времен англо-бурской войны 1899 – 1902 гг. Так мрачно шутили, опасаясь своих противников — бурских снайперов, — английские «красные мундиры», солдаты колониальной британской армии. Они говорили: «Когда первый курильщик зажег спичку, чтобы прикурить, бур, находящийся в засаде, поднимает свое ружье, когда прикуривает второй, бур прицеливается, а когда прикуривает третий, бур стреляет». И стреляет точно в цель. Третий не прикуривает, потому что просто не успевает — падает замертво.

О феноменальной скорости и меткости буров («фермер» по-голландски), потомков первых европейских переселенцев в Южной Африке, ходили легенды. Они могли точно стрелять и в кромешной темноте, ориентируясь не только на свет зажженной спички, но и на голос. Каждый взрослый фермер, носивший оружие, был настоящим снайпером, ибо если он им не становился, то по прошествии двух-трех переходов по бушу превращался… в добычу зулусского воина. Буры сочетали отменное позиционное владение оружием с отличной стрельбой в движении: с повозок и лошадей. И это было еще не все. Белые южноафриканские поселенцы в непрерывной борьбе за выживание, где каждая ночь, проведенная в буше, грозила неисчислимыми опасностями: зулусами, кровожадными хищниками, в совершенстве научились искусству маскировки. Это были настоящие охотники. А их целью могли быть и дичь, и человек. Они были и прирожденными разведчиками. Французский офицер Гиллергас писал: «Бур – отличный разведчик, потому что он прекрасно знает свою страну, и его глаз более наметан, чем у противника. Воздух в Южной Африке очень чист, и глаз каждого может видеть на большое расстояние; но только бур, привычный к местной обстановке, может отличить англичанина от местного обывателя там, где иностранец замечает лишь живое существо…».

Первые переселенцы из Европы, главным образом голландцы, а также немцы и французы, появились на юге Африки еще в 1652 году. Со временем они образовали особую этническую группу — буров (африканеров) со своим языком – африкаанс. Они были вынуждены вести суровую борьбу за выживание, сражаться с хищными зверьем и многочисленными африканскими охотниками зулу, которые, естественно, считали эти земли своими и не намеревались отдавать их бородатым белым дядям.

Для защиты своих поселений буры стали создавать специальные отряды, которые назвали “коммандо”. Они состояли из самых опытных и искусных в военном отношении фермеров. История сохранила для нас описание первого боя южноафриканского коммандо.

Это произошло в 1816 году. В Блумфонтейне для защиты от зулусов был создан отряд буров, насчитывающий 135 фермеров. Это были закаленные и опытные первопроходцы, участвовавшие не в одном десятке схваток с аборигенами. Однажды этому отряду буров довелось встретиться с целой армией аборигенов. Африканцы собрали около 12 тысяч воинов, вооруженных копьями. Буры были вооружены ружьями и имели важное преимущество в средствах передвижения — лошадей. Хотя численность сторон была явно неравной, буры-коммандос не дрогнули и решили принять бой. Противники сошлись у реки Марико, недалеко от Мафекинга. Буры настолько искусно использовали свое преимущество в вооружении и быстроходность лошадей, что в течение нескольких часов вывели из строя до трети африканских воинов.

Их тактика заключалась в следующем. Всадники, отлично стрелявшие в движении из седла, выстроившись шеренгой, разом пускали своих низкорослых, но чрезвычайно выносливых лошадей на толпу африканцев. Топот копыт, пыль из-под лошадей и воинственные крики бородатых, одетых в широкополые шляпы всадников вносили замешательство в ряды аборигенов. Приблизившись на расстояние броска копья, буры резко осаживали лошадей и разом производили залп из ружей. Затем, не теряя ни секунды, прежде чем их смогли достать наиболее проворные зулусские копьеметатели, они отступали. Разъяренные и раздосадованные аборигены устремлялись в погоню, но не могли поспеть за проворными животными. Когда погоня захлебывалась, всадники коммандо останавливали лошадей, выстраивались в боевой порядок и вновь бросались в атаку.

Используя такую тактику, буры добивались сразу нескольких целей: часть устремившихся в погоню зулусских воинов оказывалась безоружной, так как не успевала подобрать выброшенные копья. Пробежав несколько сотен метров, аборигены быстро уставали и при следующем столкновении были не столь точны. И наконец, действуя в темпе «прилива-отлива», армия аборигенов перемешивалась, теряла строй и управление. В итоге 12 тысяч аборигенов были рассеяны, а их вожди и лучшие воины убиты. Из ста тридцати пяти воинов коммандо ни один даже не был ранен. В дальнейшем эта тактика буров, применяемая повсеместно, получила у англичан название «Hit and run» — «Ударь и убеги».

продолжение следует….

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *