Боеприпасы крупнокалиберных снайперских винтовок, как и у всех снайперских винтовок, отличаются от стандартных боеприпасов аналогичных калибров, используемых в обычном стрелковом оружии. Рассеивание пуль снайперских винтовок не должно превышать одну тысячную дальности стрельбы, поэтому в снайперских винтовках используются обычно специально тщательно изготовленные партии патронов, в которых пули имеют одинаковую массу и концентричность, одинаковую массу порохового заряда, одинаковые по геометрическим размерам и внутреннему объему гильзы.При сборке таких боеприпасов тщательно соблюдаются глубина вставки пули в гильзу и ее обжатие, глубина и крепление капсюля.
Снайперские винтовки оцениваются по точности стрельбы относительно МОА (Minute of Angle) – угла рассеивания группы из пяти пуль на мишени. Например, 1 МОА соответствует 1-дюймовому диаметру круга рассеивания на расстоянии 100 ярдов (91 м) или 2-дюймовому диаметру на 200 ярдах и т.д. Поэтому если говорится, что ружье обеспечивает 1 МОА группы, то это значит, что на 300 ярдах ружье должно обеспечивать попадание пяти пуль в круг диаметром не более трех дюймов. Многие снайперские винтовки при использовании соответствующих патронов должны обеспечивать 0,5 или даже 0,3 МОА, что соответствует диаметру группы в один дюйм на 300 ярдах, 2 дюйма (50 мм) на расстоянии 600 ярдов (550 м).
В начале 80-х годов прошлого столетия произошла революция в снайперском деле, когда финская фирма «Лапуа» разработала снайперский патрон .338 «лапуа магнум» (8,6×70), имеющий 16,2-граммовую дулю с начальной скоростью полета 914 м/с, который повысил практическую дальность уничтожения человека с первого выстрела до расстояния 1100 м и в шесть раз превысил кинетическую энергию 7,62-мм патрона НАТО, имеющего дульную энергию 6770 джоулей и 4790 джоулей – на расстоянии 300 м от среза ствола. Кроме того, .338 патрон имеет на 25% меньшую траекторию снижения и на 50% меньшее отклонение при боковом ветре в 4 м/с. Фирма-производитель утверждает, что присущая этому патрону точность позволяет увеличить дальность эффективной стрельбы до 1500 м, а точность на этой дистанции составит 0,25 МОА. Патрон .338 «лапуа магнум занимает важную нишу между 7,62-мм патронами НАТО и другими .300 боеприпасами, с одной стороны, и 12,7-мм патронами – с другой. Под патрон .338 «лапуа магнум» были разработаны снайперские винтовки «Супер Магнум» (фирма Эккюриси Интернэшнл), TRG-21 (Сако), «Супер Маг» (Мак Миллан), Mini-HECATE (PGM Пресижн) и другие. Однако, несмотря на отличные характеристики, патрон .338 «лапуа магнум» все же остается боеприпасом для стрельбы исключительно по личному составу противника, поскольку его пуля является слишком малой для возможности использования в ней поражающих фрагментов или зажигательных зарядов против конструкционных материалов и защищенных целей.
В связи с этим наибольшее распространение в настоящее время получили 12,7-мм крупнокалиберные снайперские боеприпасы на базе которые разработанных американцами для крупнокалиберных пулеметов «Браунинг» патронов 12,7×99 мм (.50 «браунинг») и разработанного еще в Советском Союзе патрона 12,7х107 мм.
В США первые эксперименты по созданию 12,7-мм крупнокалиберной снайперской винтовки под боеприпасы крупнокалиберного пулемета М2 были проведены во время Корейской войны, когда американцы захватили несколько северокорейских противотанковых ружей советского производства и, слегка модифицировав их, стали использовать для своих испытаний. Испытания показали, что 12,7-мм пуля при начальной скорости 854 м/с имеет начальную энергию 16774 Дж и что 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля против 7,62-мм патрона НАТО имеет почти в три раза большую эффективную дальность поражения при той же начальной скорости полета пули. Кроме того, тяжелая пуля позволяет обеспечить более высокую пробиваемость брони.
Так, 12,7-мм бронебойная пуля пробивает 25-мм броневую плиту на 300 м и 13-мм — на 1200 м против 14 мм на 100 м и 10 мм на 300 м у бронебойной пули 7,62 мм. Что касается точности 12,7-мм боеприпасов, то она составляет 1-1,5 МОА на дистанции до 1500 м, что примерно соответствует размеру торса человека или соплу реактивного двигателя самолета и турбины вертолета. Эта точность также позволяет использовать 12,7-мм крупнокалиберные снайперские винтовки для уничтожения плавающих мин, разбросанных на поверхности земли противотанковых мин и других взрывающихся предметов и кустарно изготовленных подрывных устройств с безопасного расстояния.
В 12,7-мм крупнокалиберных снайперских винтовках могут использоваться многоцелевые боеприпасы.
Боеприпасы 14,5×114 широко использовались в противотанковых ружьях ПТРС Симонова и Дегтярева в годы Великой Отечественной войны и в крупнокалиберных пулеметах серии КПВ, ДШК и продолжают производиться для крупнокалиберных снайперских винтовок, выпускаемых в бывших странах Варшавского договора и некоторых других государствах. Этот боеприпас позволяет пробивать броневой лист толщиной 25 мм на расстоянии 100 м, что в два раза превосходит бронепробиваемость боеприпаса 12,7×99 мм.
Боеприпас APFSDS (13,2×170) используется в крупнокалиберной снайперской винтовке IWS 2000 и позволяет пробивать броневой лист толщиной 40 мм на 1000 м.
Боеприпас HS 404 (20×100), разработанный для сухопутных, морских и авиационных автоматических душек, имеет фугасные (НЕ), фугасно-зажигательные трассирующие (НЕI-Т), бронебойные (АР) и другие пули.
Боеприпас 25×59В для OCSW (Objective Crew Served Weapon) обеспечивает эффективную стрельбу на дальности 2000 м, кроме обычного контактного взрывателя на нем может устанавливаться неконтактный временной взрыватель. В боеприпасе используются фугасные, осколочные или кумулятивные пули.
Мировой опыт показывает, что в настоящее время в основном используются 12,7-мм крупнокалиберные снайперские винтовки и, как исключение, КСВ других калибров.
Источник: dokwar.ru