Как и в любой войне последнего времени характер противостояния на Донбассе определяется прежде всего качеством армейских мотопехотных подразделений. Поэтому крайне интересным представляется анализ того пехотного вооружения, которого применяется в ходе боевых действий.
Что касается отрядов сепаратистов то тут условно можно выделить два этапа. Первый начался в апреле 2014 года и закончился в конце июня, когда стихийные формирования располагали достаточно пестрым составом вооружения – от обычных охотничьих «двухстволок» и оружия времен Великой Отечественной войны до захваченных в милицейских подразделениях автоматов Калашникова и пистолетов Макарова и «Форт». Отдельно стоит сказать об разведывательной – диверсионном отряде Стрелкова – Гиркина, который прибыл в Славянск с достаточно современным однотипным вооружением.
В апреле-мае нехватку оружия сепаратисты пытались восполнить за счет «разоружения» музеев. Так, на фото из Славянска весной 2014 года можно было увидеть пистолеты-пулеметы ППШ и ППС, немецкие МП-40, пулеметы Дегтярева.
Однако настоящим открытием конфликта стала достаточно эффективное использование такого казалось бы ушедшего навсегда оружия как противотанковые самозарядные ружья. Но поставленные в строй системы Симонова (ПТРС) и Дегтярева (ПТРД) калибром 14,5 мм оказались достаточно опасными даже для современной легкой бронетехники. Их бронебойно-зажигательные пули на дистанции в 300 метров способны пробить 40 мм броню, а со 100 м – и все 60 мм. То есть БМП-1 и 2, БМД, БТР-70, и БТР-80, и даже современный БТР-4 беззащитны перед этими «ветеранами» Великой Отечественной. Что характерно, стрельбу из таких вот ружей украинские военнослужащие часто принимали за стрельбу из крупнокалиберных снайперских винтовок. Видимо, именно их СМИ и принимают за «новейшие российские снайперские винтовки «Выхлоп»».
Примерно с середины июня начался второй этап, который характеризуется началом прямых поставок из России и появлением в отрядах боевиков вооружения современных образцов. При этом абсолютное большинство используемого оружия произведено либо в советское время, либо в 1990-х годах. Всего с марта до конца июня 2014 года в Луганскую и Донецкую область их было завезено из России около 12 000 штук автоматов АК/АКМ.
Тогда же массово на вооружении боевиков стали появляться самозарядные карабины Симонова (СКС), производившиеся еще в 1940 – 50-х годах, пулеметы Калашникова (ПК) разных годов выпуска и модификаций, снайперские винтовки Драгунова (СВД), пистолеты Макарова, Стечкина и достаточно редко – Токарева.
Достаточно много у боевиков и 12,7-мм пулеметов НСВ, более известных как «Утес». Этот пулемет был разработан на рубеже еще 1960-1970-х годов. В боях отмечено также применение современных российских крупнокалиберных пулеметов «Корд» калибром 12,7 мм. Первый такой пулемет был захвачен спецподразделениям МВД Украины в начале мая во время штурма поселка Семеновка под Славянском. У украинской армии основным видом крупнокалиберного пулемета является достаточно «древний» ДШКМ.
На вооружении сепаратистов находится достаточно большое количество ручных противотанковых гранатометов и реактивных противотанковых гранат (РПГ) одноразового использования, преимущественно производства 1970-1990-х годов. Это прежде всего самые массовые РПГ-7 и РПГ-18 «Муха». Последний давно снят с производства из-за слабой, по современным меркам, бронепробиваемости ее гранаты. Отмечено в Донбассе использование РПГ-22 «Нетто», РПГ-29 «Вампир» и уже морально устаревших РПГ-26 «Аглень» и РПГ-27 «Таволга».
Широко используется обеими воюющими сторонами и станковый противотанковый гранатомет СПГ-9 «Копье», разработанный и принятый на вооружение в начале 1960-х гг. Это достаточно простое оружие с большой бронепробивающёй способностью. Однако против движущихся целей оно бесполезно, да и тяжеловато по сравнению с переносными РПГ.
В кадрах фото и видео с Донбасса часто мелькает автоматический станковый гранатомет (АГС-17) «Пламя», который находился на вооружении Советской Армии с 1971 года. Для повышения эффективности огневого воздействия АГС-17 устанавливались на блок постах, на БМП, БТР (в ВСУ), ставился гранатомет и на автомобильную базу. Причем у боевиков даже существует вариант с его установкой на гражданский автомобиль «Волга»! В числе захваченных украинской армией было и несколько более современных образцов – таких как АГС-30, которые не состоят на вооружении в Украине.
Как для конфликта «малой интенсивности» довольно широко применяются противотанковые ракетные комплексы:
– 9М111 «Фагот», калибр ракеты 115 мм, дальность стрельбы 70–2000 м. Масса ПУ с ракетой в контейнере 35,5 кг, управление ракетой полуавтоматическое по проводам;
– 9М115 «Метис», калибр ракеты 100 мм, дальность стрельбы 50–1000 м. Масса ПУ с ракетой в ТПК 25,1 кг, полуавтоматическая система управления по проводам;
– 9М113 «Конкурс», калибр ракеты 135-мм, дальность стрельбы 75–4000 м. Масса ПУ с ракетой в контейнере 25,16 кг, полуавтоматическая система управления по проводам.
Весьма необычным для Украины стало массовое применение отрядами ополчения ПТРК «Конкурс», который, хотя и находился на вооружении Советской Армии с 1974 года, но в украинской армии получил незначительное распространение. По крайней мере, один такой комплекс был захвачен в мае во время боев за Славянск.
В ходе конфликта ПТУРы применялись достаточно активно и весьма эффективно (чувствуется, что подготовленных расчетов было немало). Чего стоит, например, поражение вертолета Ми-8 на краматорском аэродроме или двух катеров украинской пограничной охраны недалеко от Мариуполя 1 сентября. Причем в обоих случаях поражение происходило практически на пределе дальности применения комплексов – так, катера были подожжены в трех морских милях от берега.
Вместе с тем нельзя не отметить, что значительная часть гранатометов, реактивных гранат и ПТРК, перед тем, как попасть на фронт, пролежала на складах по несколько десятилетий и во многом утратила свои боевые качества.
Так, небеизвестный Игорь Стрелков – Гиркин одной из причин прорыва украинской армии в начале июля в стратегически важный для обороны Славянска поселок Николаевку считает как раз то, что реактивные гранаты даже при попадании в украинскую бронетехнику не причиняли ей никакого вреда. Многочисленные отказы ПТРК имели место во время боев за Семеновку в начале июня.
Именно ненадежностью морально и физически устаревших РПГ и ПТРК сами боевики объясняют тот факт, что в ходе боевых действий они оставляют наступающим украинским войскам большое количество такого оружия. Так, по словам одного из офицеров Национальной гвардии, принимавшего участие в боях за Славянск: «Сколько я не видел трофейного оружия, захваченного нами или брошенного боевиками, новых образцов оружия я у них практически не встречал. Видел РПГ, произведенный в 1992 году, много оружия было поцарапанного, с вмятинами».
Минное оружие также представлено советскими образцами, например, противопехотными минами МОН-50, МОН-100, ОЗМ-72 и противотанковыми минами – ТМ-57, ТМ-89.
Подразделения силовых ведомств, которые воюют на Донбассе, укомплектованы штатным
вооружением советского образца конца 80-х годов. Это прежде всего полная линейка автоматов Калашникова – АК-74, АКМ и их модификации, снайперские винтовки Драгунова, пистолеты Макарова. На вооружении спецподразделений состоит небольшое количество стрелкового оружия, как иностранного производства, так и современного украинского: снайперские винтовки – VPR.308Win / VPR.338LM фирмы «Зброяр», «Форт-301», которые изготавливает винницкий НПО «Форт», а так же штурмовые винтовки «Форт-221» и «Форт-224» совместного производства Украины и Израиля.
А вот в добровольческих подразделениях Украины образца лета 2014 года можно было встретить что угодно – начиная от трофейных АК «сотой серии» до пулеметов Максима и Дегтярева времен Великой Отечественной.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.