В ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) статус «хаяль бодед» («солдат-одиночка») получает военнослужащий, у которого во время прохождения службы нет в стране ближайших родственников. Почти всегда это новые репатрианты, живущие в стране без родителей. Иногда такой статус получают и призванные в армию уроженцы Израиля, по разным причинам не общающиеся со своей семьей. На сегодняшний день в ЦАХАЛ около 6 тыс. солдат-одиночек.
В израильской армии существуют специальные программы помощи солдатам-одиночкам: они получают большее денежное довольствие, им оплачивают квартиру или жилье в солдатском общежитии, дают больше отпусков, оплачивают проезд в места проживания родителей и побывку там в течение двух недель. Но и это еще не все.
Борис и Катя Розанцевы, близнецы, брат и сестра. Они прибыли в Израиль по молодежной программе четыре года назад. Им было почти по 18 лет, они успели окончить в родном городе школу, а в Еврейском государстве, подучив иврит, начали обучение в колледже. Катя захотела получить специальность медицинской сестры, а ее брат решил стать программистом. Они служили в разных воинских подразделениях, но с учетом того что брат и сестра пребывали в Израиле без родителей, их распределили на одну армейскую базу.
Если рядовой ЦАХАЛ обычно получает денежное довольствие в размере 720 шекелей (примерно 170 долл.) в месяц, а в боевых частях – 1370 шекелей, то солдат-одиночка, несущий службу в боевых частях, получает 3500 шекелей, а проходящий службу в тыловых – 2600. Таким образом, с учетом службы Бориса в боевых частях у близнецов Розанцевых общее денежное довольствие составляет более тысячи долларов.
Статус одиночки дает военнослужащему право получать помощь не только на аренду жилья, освобождение от уплаты муниципального налога и счетов на электричество, но и в виде талонов на продукты питания.
Согласно израильским законам, солдату ЦАХАЛ срочной службы каждые 21 день со дня призыва положен суточный (как минимум!) отдых дома. После четырех месяцев службы солдат отправляется в недельный отпуск. За все время прохождения воинской повинности в боевых частях военнослужащий имеет право два раза на 14 дней отправиться отдыхать за границу, а солдат небоевых частей – только один раз. Перед демобилизацией солдат или солдатка (так здесь называют девушек- военнослужащих) может получить продолжительный отпуск – в зависимости от места службы и должности от двух недель до двух месяцев.
Особенное внимание к бытовой стороне израильского солдата вполне объяснимо. ЦАХАЛ не похож ни на одну армию мира. Если, к примеру, в армии Соединенных Штатов служба в основном проходит на базах, где военнослужащие находятся практически в одинаковых условиях, то в израильской армии свободные от службы солдаты вечером в пятницу отправляются на шабат (субботу) домой. Канун праздников и сами праздники большинство солдат тоже проводят дома. А куда отправляться солдату-одиночке, у которого в Израиле ни дома, ни родных? Эта проблема в Еврейском государстве продумана, и у бессемейного израильского военнослужащего имеется выбор – и немалый!
Казарм в привычном понимании в Израиле нет. Хотя каким-то подобием казарм можно считать комнаты на военных базах, где посменно пребывают дежурные. Разумеется, там обустроены и ночлег, и питание. В ходе многодневных учений на открытой местности армия использует разноместные палатки. Во всех остальных случаях быт израильских военнослужащих мало отличается от быта гражданских лиц.
Обычно ЦАХАЛ снимает для шести одиночек четырехкомнатные квартиры, в которых по двое в комнате живут шесть бессемейных солдат. Одна комната остается гостиной. Если в доме снято несколько таких квартир, то можно говорить о солдатском общежитии. Не все родители военнослужащих могут наладить общение со своими детьми через Интернет. Поэтому солдатам-одиночкам командиры ежемесячно вручают карточку для международных телефонных разговоров на полтора часа.
Немало здешних солдат-одиночек пользуются гостеприимством Дома Бенджи – жилого комплекса, названного в честь рав-сэрена (майора) Бенджамина Хиллмана, погибшего во время Второй ливанской войны. Его вдова Аяла вложила все семейные сбережения в созданный ею фонд, названный именем ее мужа. Целью Фонда Бенджи стало обеспечение жильем бессемейных военнослужащих.
Но солдату-одиночке никто не запрещает самому снять себе жилье. В этом случае армия выплачивает только часть арендной суммы за шесть месяцев вперед. Такой солдат-одиночка может также рассчитывать на помощь Министерства строительства. Но в любом случае военнослужащий, решивший единолично снимать квартиру, должен обладать средствами для погашения около половины арендной платы. Почти всегда единоличными арендаторами квартир оказываются солдаты, успевшие создать семьи или по крайней мере завести подружек.
p.s. А теперь мой вопрос, как наше государство помогает иностранным гражданам воюющим за Украину? Правильно! Никак!
Источник: “Независимая газета”