Они планировали миссии на тайных базах в Сомали, вели бои в Афганистане, применяли в ночных рейдах специально переделанные карабины и первобытные томагавки, повествует The New York Times. “Они управляли кораблями-шпионами, замаскированными под торговые суда, выдавали себя за гражданских сотрудников “фирм-прикрытий” и действовали как нелегалы в посольствах, парами “мужчина-женщина”, выслеживая тех, кого США хотят ликвидировать или взять в плен”, – пишут журналисты Марк Маззетти, Николас Кулиш, Кристофер Дрю, Серж Ф. Ковалески, Шон Д. Нейлор и Джон Исмэй.
Шестая группа “морских котиков” ВМС – одно из самых мифологизированных и скрытных подразделений армии США, одно из подразделений, деятельность которых в наименьшей степени подвергается проверке. “Когда-то это была немногочисленная группа, которую приберегали для узкоспециальных, но редких заданий. Более 10 лет боевых действий превратили это подразделение, наиболее известное по ликвидации Усамы бен Ладена, в глобальную машину для охоты за людьми”, – говорится в статье.
По мнению авторов, эта роль “морских котиков” отражает новый американский способ ведения войны: “вооруженный конфликт отмечен не победами и поражениями на поле брани, а непреклонным уничтожением предполагаемых боевиков”.
Почти все, что касается Шестой группы “морских котиков” – засекреченного подразделения Сил специальных операций США – окутано завесой конфиденциальности. Пентагон даже не признает публично, что эта группа действительно так называется. “Некоторые из ее подвигов в последние годы стали известны благодаря статьям, где господствует восхищенный тон. Но, если изучить эволюцию Шестой группы на основе десятков интервью с ее нынешними и бывшими военнослужащими и другими военными, а также знакомства с правительственными документами, складывается гораздо более сложная, провокативная картина”, – пишут авторы.
В Афганистане и Ираке Шестая группа вела войну на истощение. В других странах она “осуществляла миссии, размывавшие традиционные границы между военными и шпионами”, говорится в статье. Снайперское подразделение группы было преобразовано для проведения тайных разведывательных операций. “Морские котики” присоединились к оперативникам ЦРУ в ходе инициативы “Программа Омега”, которая обеспечивала большую свободу при охоте за противниками”, – пишет газета.
Шестая группа успешно осуществила тысячи опасных рейдов, которые, как заявляет командование армии, ослабили сети боевиков. “Но ее действия также вновь и вновь вселяют опасения перед чрезмерными убийствами и гибелью мирных жителей”, – отмечают авторы.
Так, афганские крестьяне и британский командующий обвинили “морских котиков” в убийстве мужчин без разбора в некой деревне. Даже американский заложник, освобожденный в результате драматичной операции, вопрошает, зачем “морские котики” перебили всех его тюремщиков.
“Когда возникали подозрения в неподобающем поведении, внешний надзор был узким”, – пишут авторы. Объединенное командование спецоперациями провело собственные расследования более полудюжины эпизодов, но редко передавало дела следователям из ВМС.
“С 2001 года через Шестую группу “морских котиков” катились волны денег. Благодаря этому она смогла значительно расширить свои ряды (до примерно 300 “операторов”, как они в ней именуются, – бойцов-штурмовиков и 1500 человек вспомогательного персонала), чтобы удовлетворять новым требованиям. Но некоторые члены группы гадают, какие последствия возымел неустанный темп операций – уж не выветрился ли элитный дух подразделения, уж не растратила ли Шестая группа силы на маловажные боевые задания. Группу направили в Афганистан охотиться на лидеров “Аль-Каиды”, но вместо этого она много лет вела ближние бои с талибами среднего и низшего ранга и другими бойцами сил противника”, – говорится в статье.
Как бы то ни было, Шестая группа и “Сила Дельта”, ее аналог в армии США, действовали бесстрашно, и президенты США посылали их в отдаленные “горячие точки”: Сирию и Ирак, Афганистан, Сомали, Йемен.
“Как и кампания ударов с беспилотников, которую проводит ЦРУ, миссии Сил спецопераций дают политикам альтернативу для дорогостоящих оккупационных войн. Но “крепостной вал” секретности, окружающий Шестую группу, не дает во всей полноте изучить ее послужной список и последствия ее действий, в том числе потери среди мирного населения или глубокую обиду в странах, где действуют ее бойцы. Эти миссии укоренились как часть боевых действий США почти без общественных обсуждений или дебатов”, – пишет газета.
Командование спецопераций США отказалось давать конкретные комментарии о Шестой группе “морских котиков”, но заявило, что после 11 сентября 2001 года его силы “участвовали в десятках тысяч миссий и операций на множестве “географических театров” и последовательно оставались верны высочайшим критериям, которые предъявляются к Вооруженным силам США”.
Газета описывает боевые действия и операции Шестой группы “морских котиков”.
В марте 2002 года в Афганистане, во время хаотичного боя старшина первого класса Нейл Ч. Робертс упал с борта вертолета на территорию, подконтрольную силам “Аль-Каиды”. Прежде, чем подоспели американские военные, бойцы противника убили Робертса и изувечили его тело.
То, как погиб Робертс, заставило тесное сообщество “морских котиков” поежиться. “Новая война Америки стала некрасивым ближним боем. Иногда военные выполняли крайне неприятную обязанность – отрезали у боевиков, которых только что убили, пальцы или небольшие куски кожи на голове для анализов ДНК”, – пишет газета.
После мартовской кампании 2002 года большинство боевиков бен Ладена бежали из Афганистана в Пакистан.
В то время Шестой группе запрещали выслеживать талибов или гнаться за боевиками “Аль-Каиды” на территории Пакистана: США опасались восстановить против себя пакистанское правительство. Но на ЦРУ эти ограничения не распространялись. По словам бывших военных и разведчиков, члены Шестой группы в итоге начали сотрудничать с ЦРУ и действовать в рамках его более широких полномочий на ведение боев.
“Эти миссии, часть “Программы Омега”, позволяли “морским котикам” осуществлять “операции, которые можно отрицать” против “Талибана” и других боевиков в Пакистане”, – говорится в статье.
В 2006 году начальник Объединенного командования спецопераций Стенли Э. Маккристал приказал “морским котикам” и другим войскам отбивать натиск “Талибана” в Афганистане. В результате Шестая группа стала применяться в опасных, но все более рутинных боях.
Некий неназванный бывший член Шестой группы заявил: “К 2010 году ребята стали гоняться за уличными бандитами. Самая хорошо обученная сила в мире гонялась за уличными бандитами”.
Как бы то ни было, Шестая группа старалась действовать быстрее, незаметнее и смертоноснее, извлекала выгоду из своего растущего бюджета и новых технологий. “Безобидное маскировочное название Шестой группы – “Группа разработки военно-морских специальных вооружений” – это отсылка к ее официальной миссии по разработкам нового оснащения и тактики для “морских котиков” в целом – военной части, которая также включает в себя девять незасекреченных групп”, – говорится в статье.
Например, оружейники “морских котиков” переделали новую винтовку немецкого производства и снабдили почти каждую единицу оружия глушителями. На вооружение были приняты гранаты нового поколения.
Некоторые бойцы использовали томагавки работы Дэниэля Уинклера, мастера из Северной Каролины. Одно время томагавки вручали тем, кто отслужил в Шестой группе один год. Некоторые ходили с томагавками в бой.
Шестая группа появилась после неудачной операции по освобождению заложников в американском посольстве в Тегеране в 1980 году.
ВМС попросили коммандера Ричарда Марсинко создать подразделение “морских котиков”, способное быстро реагировать на действия террористов. “В то время существовали всего две группы “морских котиков”, но Марсинко назвал это подразделение “Шестая группа”, надеясь, что советские аналитики подумают, что численность сил больше, чем кажется”, – пишет газета.
Другие группы “морских котиков” выполняют сходные задания, но Шестая группа охотится за самыми ценными мишенями, а также проводит операции по спасению заложников в зонах боевых действий. “Она также больше сотрудничает с ЦРУ и осуществляет больше скрытых миссий вне зон боевых действий. Только Шестая группа обучается разыскивать ядерные вооружения, которые попадают к нехорошим людям”, – сообщает газета.
В начале войны в Афганистане Шестая группа охраняла Хамида Карзая, впоследствии президента. Во время покушения на Карзая один из американцев получил легкое ранение в голову. Но впоследствии Карзай стал жестко критиковать Силы спецопераций США, жалуясь на уничтожение мирных жителей.
“По большей части миссии обходились без смертей”, – отмечает издание.
Члены Шестой группы часто действуют под бдительным надзором своих командиров, наблюдающих за рейдами, но им дается широкая свобода действий.
Операторы убивали спящих врагов, применяя оружие с глушителями. В свое оправдание они говорят, что это ничем не отличается от бомбежки казарм противника.
Неназванный бывший офицер запаса сказал, что операторы делают по упавшим “контрольные выстрелы”. “По словам одного паталогоанатома, в 2011 году, у берегов Африки, выполняя миссию на борту захваченной пиратами яхты, один член Шестой группы нанес пирату 91 ножевое ранение после того, как этот пират и другие лица убили четверых американских заложников. Некий бывший “морской котик” сообщил, что операторов учат “перерубать и шинковать все главные артерии”, – пишет газета.
Вышеупомянутый офицер запаса заявил: “Если ты считаешь, что находишься в опасности, на долю секунды, то ты кого-нибудь убьешь”. По его словам, некий снайпер “морских котиков” убил в Афганистане, в общей сложности, трех безоружных людей, в том числе маленькую девочку, и объяснил начальству, что счел их опасными для себя. “В юридическом плане этого объяснения было достаточно. Но в Шестой группе “такие штучки не проходят, – сказал офицер запаса. – Ты действительно должен оказаться в опасности”. Он добавил, что снайпера вынудили уйти из Шестой группы.
Некоторые эксперты по военному праву полагают: в условиях конфликтов, где нет четкой линии фронта, а бойцы противника часто неотличимы от гражданских лиц, необходимы новые протоколы Женевской конвенции.
Другие возражают, что следует руководствоваться устоявшимся, однозначным кодексом поведения. “Делать упор на этих пределах и правилах еще важнее, когда воюешь с беззаконным, безжалостным врагом”, – говорит Джеффри С. Корн (South Texas College of Law).
Газета приводит несколько примеров, когда афганцы жаловались на действия членов Шестой группы. 27 декабря 2009 года десятки американских и афганских военных высадились в нескольких милях от деревни Гхази-Хан в провинции Кунар.
“Когда они ушли, 10 жителей деревни были убиты. О том, что случилось в ту ночь, до сих пор спорят. Ставилась задача взять в плен или ликвидировать высокопоставленного члена “Талибана”, но вскоре сложилось впечатление, что в этой точке не было ни одного лидера “Талибана”, – пишет газета, поясняя, что разведданные были неверными. Экс-губернатор провинции провел свое расследование и обвинил американцев в убийстве безоружных школьников.
Первоначально представители армии США утверждали, что погибшие принадлежали к ячейке инсургентов, которая изготовляла взрывные устройства. Позднее они отказались от этого утверждения. Но некоторые американские военные доныне уверяют, что все молодые люди имели при себе огнестрельное оружие и были связаны с “Талибаном”. Операцией руководило ЦРУ, но в ней, в рамках “Программы Омега”, участвовали и члены Шестой группы.
На счету у Шестой группы не менее 10 операций по спасению заложников. То были как самые знаменитые успехи, так и самые печальные неудачи подразделения.
Операторы говорят, что при таких операциях должны действовать быстрее всего и сильнее всего рисковать сами, так как должны уберечь заложников от смерти или ранений. Часто “морские котики” уничтожают большинство тюремщиков.
В 2009 году операторы высадились в Индийском океане вместе со своими штурмовыми катерами специальной конструкции. Это было сделано накануне миссии по спасению Ричарда Филипса, капитана захваченного сомалийскими пиратами контейнеровоза Maersk Alabama.
В 2012 году операторы высадились в Сомали и освободили двух сотрудниц благотворительной организации, американку и датчанку. Эта операция считается безупречной.
В октябре 2010 года один член Шестой группы совершил оплошность при попытке выручить британку Линду Норгров, которую держали в плену талибы.
У него заело механизм винтовки, и он бросил гранату в канаву, где, как ему показалось, прятались двое боевиков. Но после перестрелки “морские котики” обнаружили в канаве мертвую заложницу. “Первоначально оператор, бросивший гранату, и другой член подразделения рапортовали, что Норгров была убита, когда разорвался “жилет смертника” со взрывчаткой. Их версия быстро развалилась”, – пишут авторы. Следствие заключило, что Норгров умерла от ранений, вызванных взрывом гранаты. Оператора вынудили уйти из Шестой группы, но разрешили остаться в другом подразделении “морских котиков”.
В декабре 2012 года операторы Шестой группы ворвались в усадьбу в Афганистане, где талибы держали заложника-американца, врача Дилипа Джозефа. Один из операторов был застрелен, а другие убили всех пятерых тюремщиков Джозефа.
Джозеф говорил, что 19-летний талиб Валлака вначале уцелел при рейде. Затем он увидел в лунном свете, что Валлака, мертвый, лежит в луже крови внутри дома.
Военные утверждали, что все тюремщики были убиты быстро, а Валлаку вообще не брали в плен. Они также утверждают, что Джозеф выглядел дезориентированным и не возвращался в дом.
“Черный эскадрон”, который первоначально был снайперским подразделением Шестой группы, после терактов 11 сентября был преобразован для проведения “операций передовых сил” – сбора разведданных и других тайных действий в порядке подготовки к миссиям Сил спецопераций.
“Когда министром обороны был Рамсфельд, эта концепция пользовалась в Пентагоне особой популярностью. К середине минувшего десятилетия генерал Маккристал поручил Шестой группе играть расширенную роль в глобальных миссиях по сбору разведданных, и операторы “Черного эскадрона” были назначены в посольства США от субсахариальной Африки до Латинской Америки и Ближнего Востока”, – говорится в статье.
Некий экс-член Шестой группы утверждал, что оружие операторам “Черного эскадрона” доставляли с дипломатической почтой. Операторы, переодевшись местными жителями, пробирались в деревни, чтобы перед ночными рейдами установить камеры и подслушивающие устройства, а также расспросить сельчан.
“Подразделение учреждает “фирмы-прикрытия”, за которыми скрываются операторы “Черного эскадрона” на Ближнем Востоке, и имеет плавучие шпионские станции, замаскированные под коммерческие суда, у берегов Сомали и Йемена”, – пишет газета.
В “Черном эскадроне”, в отличие от других подразделений Шестой группы, есть женщины-операторы. Их направляют за границу для сбора разведданных. Обычно они работают в посольствах вместе с коллегами-мужчинами. Один бывший офицер Шестой группы сказал, что женщины и мужчины из “Черного эскадрона” часто работают парами, чтобы не так подозрительно выглядеть в глазах разведки или военизированных формирований противника.
“Сейчас в “Черном эскадроне” более 100 военнослужащих, его рост совпал с экспансией предполагаемых угроз в разных странах мира”, – пишет газета. Кроме того, сегодня власти США снова готовы отправлять подразделения вроде Шестой группы в зоны конфликтов, вне зависимости от того, признают ли США свое участие в конфликте.
Источник: инопресса (статья из The New York Times)