В августе 1943 г. конференция глав правительств и начальников генеральных штабов США и Англии в Квебеке приняла решение осуществить вторжение на континент Италии (операция «Аваланш»), а также начать подготовку к высадке десанта в Южной Франции (операция «Энвил») для захвата плацдарма в районе Тулона и Марселя.
Заявление правительства Бадольо о продолжении Италией войны на стороне фашистской Германии явилось отчасти маневром с целью пресечь попытки гитлеровских войск занять всю страну в связи с возможной ее капитуляцией. С первых дней прихода к власти Бадольо искал пути для заключения перемирия с США и Англией. В результате тайных от гитлеровцев переговоров в Лиссабоне 3 августа оно было подписано.
По взаимному соглашению обеих сторон заявление о перемирии в печати не публиковалось. Италия обязывалась предоставить в распоряжение союзников Корсику, Сардинию и всю территорию континентальной части страны для создания баз, которые будут использованы в последующих военных действиях против Германии. Флот (в том числе и торговый) и авиация подлежали передаче союзникам. Кроме того, итальянцы обязывались обеспечить доступ англо-американских войск во все порты и на аэродромы, в том числе и занятые немцами, причем итальянские войска должны были охранять их до подхода союзных частей.
Несмотря на принятые меры скрытности, гитлеровская верхушка в середине августа узнала из перехваченных радиограмм о связи Бадольо с англо-американскими властями и приняла решение в случае вторжения союзных войск в Италию вести борьбу с ними даже при капитуляции последней. Затянувшиеся боевые действия на Сицилии позволили гитлеровцам выиграть время для развертывания своих сил.
ВЫСАДКА ДЕСАНТА НА ЮГЕ ИТАЛИИ
План «Аваланш» первоначально предусматривал одновременное вторжение англо-американских войск на юге и в центральной части Италии. Мотивируя тем, что часть десантных судов была занята на Сицилии, а часть находилась в ремонте, англо-американское командование отказалось от этого решения, остановившись на последовательной высадке десантов. Между тем одновременное вторжение на побережье Калабрии и в центральной части Италии могло изолировать немецко-фашистские войска, находившиеся на юге Апеннинского полуострова, принудить их к капитуляции. Однако быстрое окончание военных действий в Италии не отвечало намерениям союзников, так как в этом случае устранялся бы повод к откладыванию срока открытия второго фронта в Европе. Кроме того, высадка в Северной Италии влекла за собой боевое соприкосновение с гитлеровскими частями, что также не входило в планы союзников. Наконец, американское командование не решалось производить десантную операцию без надежного прикрытия с воздуха, поэтому для высадки было избрано южное побережье, а не район Рима и севернее его.
Со своей стороны верховное германское командование понимало, что устранение от власти Муссолини рано или поздно повлечет за собой выход Италии из войны. Оно отклонило просьбу итальянских властей о введении значительных сил в южную часть Апеннинского полуострова, опасаясь расчленения своих войск, и развернуло их двумя группами: одну — в Северной, другую — в Центральной и Южной Италии. Кроме того, в Италию было спешно переброшено несколько дивизий из Франции и других оккупированных стран Западной Европы. Военно-морская база Специя оставалась в руках итальянцев, которые по требованию англо-американского командования организовали глубокую оборону ее с суши.
3 сентября 4 английские дивизии 8-й армии были перевезены через Мессинский пролив и при поддержке артиллерии, ведшей огонь с побережья Сицилии, и большого количества самолетов высажены севернее Реджо-ди-Калабрия. Высадке предшествовал обстрел неприятельских позиций в Реджо-ди-Калабрия: 31 августа линкорами «Нельсон» и «Родней», 2 сентября — линкорами «Уорспайт» и «Вэлиант». Поддерживали высадку крейсера «Орион» и «Моришиес», мониторы «Аберкромби», «Робертс» и «Эребес», эсминцы и канонерские лодки, прикрываемые истребителями.
Германская разведка, наблюдая сосредоточение большого количества десантных судов в Мессине, понимала, что союзники готовят вторжение. Так как не допустить высадку не представлялось возможным, гитлеровским войскам была поставлена задача всемерно задерживать продвижение англоамериканских войск в глубь страны.
Итальянские войска не оказывали сопротивления союзникам. На следующий день английские части вошли в соприкосновение с германской моторизованной, а потом и с танковой дивизиями. В результате завязавшихся боев, а также неблагоприятных условий местности и сильно поврежденных путей наступление англичан развивалось медленно.
ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПЕРЕМИРИИ С ИТАЛИЕЙ
Вечером 8 сентября англо-американское командование объявило по радио о заключении перемирия с Италией. Итальянское правительство приказало своим вооруженным силам прекратить боевые действия против англо-американских войск, но «отражать любое нападение независимо от того, с какой стороны оно последует». Иными словами, итальянским частям предписывалось оказывать сопротивление немцам, если они предпримут попытки разоружить их. В ответ на это гитлеровское командование ввело в действие заранее разработанный план «Аксис» по разоружению итальянской армии. В районах, контролируемых гитлеровскими войсками, итальянские части были разоружены в кратчайший срок, но в районе Рима они оказывали сопротивление в течение двух суток. Король и правительство Бадольо бежали в Бриндизи, и гитлеровцы заняли Рим. 12 сентября при помощи немецко-фашистских парашютистов из заключения был освобожден Муссолини, и 18 сентября на контролируемой немцами территории Италии он объявил о создании итальянского государства фашистско-республиканского типа. В Италии образовалось два правительства. 13 октября правительство Бадольо объявило о состоянии войны с Германией.
Источник: Книга “Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море” (Белли В. А., Пензин К. В. )