Авиация в современных конфликтах это один из самых важных факторов для достижения победы. Еще со времен 2-й мировой войны кто хозяйничал в небе имел перевес на суше, а сейчас это и подавно. Но к сожалению в 2015 году, ВВС Украины не летали и по целям не работали. Но 2014 год был богат на вылеты и… трагедии. Об использовании наших ВВС на Донбассе расскажет эксперт в авиации, военный историк Михаил Жирохов.
Для действий на территории Донбасса была собрана авиационная группировка практически со всей Украины. Основные боевые действия велись с нескольких базовых и оперативных аэродромов, расположенных в Харьковской и Днепропетровской областях. Кроме того, для базирования военно-транспортной авиации использовались аэродромы по всей стране. Недостаточно финансирование ВВС Украины не позволило создать запасы материальных средств: боеприпасов, ГСМ, запчастей и продовольствия. Дошло до того, что в середине марта авиакомпания «Днепр-Авиа» (владелец – бизнесмен Игорь Коломойский) произвела заправку топливом боевых вертолетов Южного оперативного командования за свой счет – настолько все было плохо. При этом восполнение этих запасов в ходе боевых действий осуществлялось не за счет промышленных поставок, а путем изъятия из запасов других авиационных частей.
Из-за недостаточного финансирования и материальной обеспеченности большая часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и на применение средств поражения. В то же время костяк летного состава армейской авиации составили летчики, прошедшие миротворческие миссии по линии ООН.
На начальном этапе штаб АТО попытался сделать главной ударной силой авиацию: штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24. Тем более, что у сепаратистов на тот момент не было эффективной системы ПВО. В зоне проведения силовой операции фиксировалось достаточно большое количество самолето-вылетов. При этом упор был сделан на применении неуправляемых реактивных снарядов. Однако как оказалось, они имели значительные сроки хранения, что в итоге сказалось на эффективности ударов с воздуха.
Что касается высокоточного оружия, то его просто не было в арсеналах – большая часть его из-за ненадлежащего хранения просто пришла в негодность и была просто утилизирована, а часть – реализована на внешнем рынке.
Однако очень скоро у боевиков появилось достаточно большое количество ПЗРК и что самое главное – расчетов, которые могли обращаться с ними. Это позволило в большой степени нивелировать угрозу с воздуха. А с появлением у , боевиков таких систем как «Стрела-10», «Бук» и «Оса» украинская авиация понесла настолько серьезные потери, что к началу сентября практически была выведена из района боев.
В ходе боев против украинской авиации были применены как достаточно устаревшие ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-2М» и «Стрела-3», так и относительно новые «Игла» и «Игла-1».
Нельзя не отметить и применение в ходе конфликта новейшего ПЗРК российского производства «Верба», однако его применение было зафиксировано лишь один раз – 6 июня, когда над Славянском был сбит самолет-разведчик Ан-30Б. Доказательством его применения являются остатки боевой части ракеты, обнаруженные после происшествия. При этом ни подтверждения, ни отрицания данной информации после ее обнародования в украинских СМИ от официальных властей РФ не последовало. Так как этот комплекс –новейшая разработка российского ВПК (принят на вооружение в 2013 году), можно предположить, что запуск осуществила спецгруппа, испытавшая таким образом новый ПЗРК на практике.
Отмечена в зоне конфликта и такая «экзотика» как ПЗРК «Grom» Е-2 польского производства. Этот комплекс в 1990-е годы разработан на базе советской «Иглы» и в настоящее время состоит на вооружении вооруженных сил Польши. В зоне боев украинскими силовиками были захвачены по крайней мере два таких комплекса. Предполагается, что к боевикам они попали через Россию, которой партия таких ПЗРК досталась после войны с Грузией в 2008 году.
Как отмечают многочисленные очевидцы, многие ПЗРК боевиков, будучи устаревшими, нередко давали сбои, а часто просто оказывались бесполезными против противоракетных маневров украинских летчиков. Сбивать самолеты и вертолеты в основном им удавалось из засад или в случае, когда цель шла слишком низко.
О количестве комплексов на вооружении боевиков можно судить только по двум цифрам – за время боевых действий силы в руки украинских силовиков попало не менее 30 ПЗРК различных типов – так, только в Славянске отряды Гиркина – Стрелкова оставили после отступления 20 комплексов.
Первый украинский вертолет был уничтожен уже 25 апреля, когда во время подготовки к взлёту на аэродроме Краматорск в Ми-8МТ из состава 7-го полка армейской авиации попала ракета ПТУР. Экипаж успел покинуть борт, при этом только командир экипажа получил ожоги. Вертолёт, груженный боеприпасами, взорвался и полностью сгорел.
В ходе боев в Донбассе широко использовались также самолеты Су-25, Су-24 и МиГ-29. Несколько слов стоит сказать о состоянии парка этих машин и их применении в ходе конфликта.
Итак, в наследство от Советского Союза Украине досталось два авиаполка, вооруженных Су-25 и несколько «морских» Су-25УТГ в Крыму. Один из полков, 456-й отдельный штурмовой авиаполк (ошап) в Черткове, в 2004 году в рамках реформы вооруженных сил был расформирован. Все оставшиеся в строю Су были собраны в составе 299-й авиабригады, базирующейся в Кульбакино под Николаевым. На весну 2014 года штатный состав бригады оценивался в 36 самолетов. Общее же количество Су-25 на Украине – в 60 экземпляров.
При этом страна располагала почти полным комплексом для капитального ремонта штурмовиков. Так, средний и капитальный ремонт Су-25 был освоен на авиаремонтном заводе в Евпатории (в Крыму, ныне отошел к России), ремонт узлов, агрегатов и систем – на Чугуевском авиаремонтном заводе.
Быстрое устаревание советской техники привело к тому, что в Украине была запущена программа модернизации «Сушек» на базе Запорожского авиаремонтного завода «МиГремонт». Модернизированные машины получили обозначение Су-25М1 и Су-25УБМ1. Собственно модернизация состояла в замене аналогового вычислителя прицела на цифровой, разработанный украинской фирмой «Орион-Навигация». По утверждению разработчика, это повысило точность применения вооружения на 30%, обеспечив попадание с отклонением не более 5 метров.
Также была установлена новая система воздушных сигналов, модернизированная радиостанцию и система спутниковой навигации Глонасс\GPS\Galileo, за счет чего Су-25М1 по утверждению украинских военных штурмовик стал просто всепогодным штурмовиком, способным действовать по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости, и не выходя из-за облаков. В три раза (до 5000 метров) была повышена высотность применения вооружения, и значительно сокращено время пребывания самолета над объектами удара. Штурмовик по идее стал недосягаемым для ПЗРК противника.
Стоимость модернизации составила меньше одного миллиона долларов (без стоимости капитального ремонта самолета) и проведена силами исключительно украинских предприятий.
Первые три самолета – два боевых одноместных Су-25М1 и один учебно-боевой двухместный Су-25УБМ1 были переданы 299-й тактической авиабригаде в марте 2010 года. Еще два Су-25М1 пополнили ее боевой состав 29 ноября 2011 года. Всего в планах к концу 2015 года должно было быть модернизировано до 30 машин.
Боевой дебют Су-25 в боях на Донбассе состоялся вечером 5 мая, когда одиночный штурмовик из НУРСов превратил в хлам севший на вынужденную посадку на временно не контролированной территории Ми-24П. Следующий эпизод боевого применения связан с кровавым боем за Донецкий аэропорт 26 мая, когда пара Су-25 обеспечило прикрытие операции с воздуха.
По разрозненной информации Минобороны Украины на Донбассе действует сводная так называемая «Резервная авиационно-штурмовая группа», которая базируется на аэродромы Чугуев и Днепропетровск.
Наиболее мощным и продвинутым ударным самолетом Воздушных сил Украины являлся бомбардировщик Су-24М. В наследие от Советского Союза страна получила восемь авиаполков, имевших на вооружении 120 Су-24М, 90 Су-24 и 35 разведчиков Су-24МР.
На сегодняшний день все оставшиеся в строю украинские Су-24 собраны в составе 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове, на аэродроме Булат. Согласно штату бригада состоит из двух бомбардировочных эскадрилий с 24 Су-24М и одной разведывательной на Су-24МР, однако по неподтвержденным данным в последнее время фактически на штатной технике было только по одной эскадрилье бомбардировщиков и разведчиков. Вторая же эскадрилья бомбардировщиков для поддержания летных навыков экипажей летала исключительно на учебно-боевых самолетах L-39 «Альбатрос», которые также включены в 7-ю авиабригаду.
С развитием крымского кризиса в 7-й авиабригаде резко стали восстанавливать боеспособность не только самолетов, но и летчиков эскадрильи. Результат появился сразу же – 21 марта при посадке на своем аэродроме комэск подполковник Денис Кочан разбил самолет. Сам он, как и штурман лейтенант Дудник успешно катапультировались, а вот самолет полностью сгорел.
Выяснилось, что причиной аварии стала ошибка экипажа – заход на посадку был совершён на повышенной скорости, в результате чего при касании основными стойками шасси самолёт дал «козла». Перегрузки при ударе превысили расчётные, в результате чего носовая стойка шасси сломалась. Началось разрушение конструкции самолёта и возгорание, вследствие чего экипаж принял решение катапультироваться.
Первое достоверное упоминание о применении Су-24 в боевых действиях датируется 1 июля. По официальному сообщению пресс-центра АТО: «Во время полета над Донецкой областью был обстрелян самолет Су-24, было сделано 4 выстрела из ПЗРК. Одна ракета попала в самолет, загорелся двигатель. Летчик сумел выключить двигатели, погасить пламя. Ему также удалось уничтожить зенитную установку, из которой велся обстрел».
По этим же данным, на одном двигателе самолет пролетел еще 300 км и приземлился в месте назначения. Однако во время посадки Су-24 вновь загорелся, огонь погасили пожарные. «Экипаж жив, здоров, самолет нуждается в ремонте». Состоянием на осень 2015 года самолет снова в строю.
Одними из самых болезненных для украинской стороны были потери транспортных самолетов. Особенно кровавыми были события 14 июня, когда во время построения предпосадочного маневра в аэропорту Луганска был сбит военно-транспортный Ил-76МД. На борту погибли 9 членов экипажа и 40 военнослужащих 25-й днепропетровской аэромобильной бригады. Как следует из интервью исполняющего на тот момент обязанности министра обороны Украины Михаила Коваля в самолет дважды попали ракетами, а потом террористы его обстреляли из крупнокалиберного пулемёта длинной очередью. Руководитель ведомства отметил, что если бы не последний обстрел, самолет мог бы еще осуществить посадку. Коваль также сообщил, что из пулемёта стреляли бронебойно-зажигательными патронами. Из-за этого произошел взрыв авиационного топлива, после чего машина упала на землю.
Глава ведомства также подчеркнул, что «силовики были проинформированы о наличии вокруг аэропорта террористов, и территория вокруг объекта была зачищена. Однако высокомобильная группа боевиков, передвигавшаяся на внедорожнике, с расстояния 7−8 километров от аэропорта осуществила обстрел самолета». Транспортник в этот момент находился на достаточно высокой высоте и уже заходил на глиссаду. Коваль также заявил, что одна из версий причин уничтожения самолета — предательство авиадиспетчеров.
Позже близ Луганского аэропорта было найдено место, с которого предположительно был поражен Ил-76, при этом были найдены три пусковые трубы 9П39-1 от ПЗРК 9К38 «Игла». Два ПЗРК «Игла» были отстреляны, при этом один технически был неисправен (ракета осталась в трубе).
А чуть ранее – 6 июня – к востоку от Славянска был сбит самолет-разведчик Ан-30, осуществлявший разведку блокпостов и огневых позиций боевиков. Самолет упал между Красным Лиманом и с. Николаевка к востоку от Славянска. Два пилота выпрыгнули с парашютами над Голубыми озерами (к северо-западу от Красного Лимана), еще один в районе микрорайона Южный Красного Лимана. После приземления раненных летчиков подобрал эвакуационный отряд на вертолете Ми-8 и отправил в ближайший госпиталь для оказания помощи, один из выпрыгнувших погиб на месте.
Стоит также отметить, что часто целями для ПВО боевиков становились гражданские цели в районе конфликта. Так, 29 июня в Луганске боевики отстрелялись по гражданскому авиалайнеру Embaer ERJ-145, шедшему по маршруту Харьков – Тбилиси. На тот момент это был только ПЗРК, технических характеристик которого просто не хватило для поражения такой высотной цели.
Более дальнобойным оружием (по всей видимости, ЗРК «Бук») в районе Снежного был поражен гражданский самолет Боинг B-777-200ER, совершавший рейс Амстердам – Куала Лумпур. По наиболее вероятной версии, расчет принял его за украинский транспортный Ан-26. Пораженный на высоте 11200 метров зенитной ракетой, и развалившись в воздухе частями упал на землю. Погиб экипаж из 15 человек и 283 пассажира. На сегодняшний день международными экспертами ведется установление обстоятельств катастрофы.
В середине лета 2014 года командование пустило в бой буквально все что могло летать – так, например, были отмечены вылеты истребителей МиГ-29, которые мало приспособлены для ударов по наземным целям. А так как к тому времени ВВС мятежников были значительно усилены, то и потери таких машин были достаточно большими.
Что касается армейской авиации, то можно смело утверждать, что 100% украинских боевых вертолетов морально устарели. Особенно устаревшими были вооружение и бортовое оборудование. Поэтому использование вертолетов на Донбассе носило крайне ограниченный характер – из-за несовершенства бортовых навигационных систем и отсутствие РЛС вылеты на поддержку боевых действий осуществлялись преимущественно днем и в хорошую погоду. Боевые вертолеты Ми-24 вылетал на боевые задания только тогда, когда дальность прямой видимости превышала 1,5 километра и летчики могли ясно видеть цель. Да и то случались случаи «дружественного» огня – так было, например, во время разгрома блок поста под Волновахой, когда появившиеся пара «крокодилов» по ошибке атаковала подошедшие на помощь армейские подразделения.
Отмечены также попытки создания собственных ВВС и боевиками. Так, на начало сентября в руки ЛНР попали несколько аэродром с гражданской авиатехникой, которую немедленно поставили в строй. Правда, кроме разведполетов никакой активности не отмечено.
По некоторым данным, в строю «ВВС Новороссии» находилось 11 самолетов на двух аэродромах: на одном 2 Як-52, Як-18Т, L-29 «Дельфин» и два Ан-2, и на другом – 5 Як-52 и L-29 «Дельфин». Правда, техническое состояние и наличие летно – технического состава неизвестно. По крайней мере, один Як-52 точно «на крыле», судя по выложенным в Интернете видео.
Потери авиатехники в ходе боевых действий на Донбассе:
Дата | Тип ВС, № | Принадлежность | Место | Краткое описание | Погибло |
25.04.2014 | Ми-8МТ, №55 | 7-й оп АА | Аэ.Краматорск | Поражен ракетой ПТРК во время подготовки к взлету | 0 |
25.04.2014 | Ан-2,UR-ABAB | гражданский | Аэ.Краматорск | Сгорел в результате разлета обломков | 0 |
02.05.2014 | Ми-24П | 16-я бр АА | Славянск | Поражение из ПЗРК во время патрульного полета | 5 |
02.05.2014 | Ми-24П | ||||
05.05.2014 | Ми-24П | 11-я бр АА | Славянск | Поражен из крупнокалиберного пулемета, совершил в/п. Экипаж эвакуирован. | 0 |
26.05.2014 | Як-40, UR-MMK | а/к «Ильич-Авиа» | Аэ. Донецк | Уничтожен во время боев за аэропорт | 0 |
29.05.2014 | Ми-8МТ | Гв. Авиабаза НГУ | Славянск | Сбит двойным пуском ПЗРК | 12 |
04.06.2014 | Ми-24П | 11-я бр. АА | Семеновка | Сбит ПЗРК + крупнокалиберный пулемеи | 0
|
06.06.2014 | Ан-30Б, № 80 | 15-я БТрА | Славянск | Поражен ракетой ПЗРК на высоте 6000 м | 6 |
14.06.2014 | Ил-76МД, № 76777 | 25-я БТрА | Луганск | Сбит двойным пуском ПЗРК + крупнокалиберный пулемет | 49 |
21.06.2014 | Ми-8Т, №29 | МЧС Украины | Харьковская область | Катастрофа в СМУ | 3 |
24.06.2014 | Ми-8МТ | 16-я бр АА | Славянск | Поражен из ПЗРК сразу после взлета | 9 |
02.07.2014 | Су-25М1, №06 | 299-я БТА | Аэ. Днепропетровск | С-т был поражен выстрелом ПЗРК в р-не Славянска, л-к довел до аэродрома базирования, где катапультировался | 0 |
14.07.2014 | Ан-26, №19 | 456-я БТрА | Изварино (Луганск. обл) | Поражен из ПЗРК | 2 |
16.07.2014 | Су-25М1 | 299-я БТА | Амвросиевка (Донец.обл) | По словам л-ка поражен ракетой класса «воздух-воздух» | 0
|
17.07.2014 | Як-18Т UR-VELL | Частный | Аэ. Веселая Тарасовка (Луган.обл) | Расстрелян бойцами Нацгвардии | 0 |
17.07.2014 | L-29 | ||||
17.07.2014 | Ан-2Т, UR-BNK | ||||
17.07.2014 | Cessna 172 | ||||
17.07.2014 | PZL-104 Wilga | ||||
17.07.2014 | Boieng B-777-200ER, 9M-MRD | Malaysia Airlines | Грабово | Поражен ЗРК «Куб» (?) | 298 |
21.07.2014 | Су-25М1 | 299-я БТА | Снежное (Донец.обл) | Подбит | 0 |
23.07.2014 | Су-25М1, №04 | 299-я БТА | Саур-Могила | Поражен из ПЗРК | 0
|
23.07.2014 | Су-25, №10 | ||||
07.08.2014 | МиГ-29, №02 | 40-я БТА | Ждановка (Донец.обл) | Сбит | 0 |
07.08.2014 | Ми-8МТ, № 62 | 16-я бр АА | Мануйловка (Донец.обл) | Сбит огнем стрелкового оружия | 0
|
17.08.2014 | МиГ-29, №53 | 114 БТА | Краснодонский р-н (Луган.обл) | Сбит | 0 |
19.08.2014 | Ми-8МТ, №79 | 16-я бр АА | Георгиевка (Луган.обл) | Сбит | 0 |
20.08.2014 | Ми-24 | 7-й оп АА | Георгиевка (Луган.обл) | Сбит из ЗРПК «Панцирь» | 2 |
20.08.2014 | Су-24МР | 7-я БТА | Хрящеватое (Луган.обл) | Взорвался в воздухе | 2 |
29.08.2014 | Су-25М1 | 299-я БТА | Старобешево (Донец.обл) | Сбит из ЗРК «Оса-АКМ» | 0 |
30.08.2014 | Су-25 | 299-я БТА | Новоекатериновка (Донец.обл) | Сбит из ЗРК «Оса-АКМ» | 0 |
Сокращения: АА – армейская авиация, БТА – бригада тактической авиации, бр – бригада, БТрА – бригада транспортной авиации, оп – отдельный полк, НГУ – Национальная Гвардия Украины.
Таким образом, на сегодняшний день подтвержденными фото и видео доказательствами, потери украинских ВВС составляют – 11 вертолетов (6 Ми-8, 5 Ми-24) и 13 самолетов (7 Су-25, 2 МиГ-29, 1 Су-24МР, 1 Ан-26, 1 Ан-30Б, 1 Ил-76МД). При этом количество техники, не подлежащей восстановлению вероятно на порядок больше.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.