Современная война – это война мобильная, поэтому роль автомобильной техники в ней тяжело переоценить. Сейчас уже невозможно даже представить, сколько автотехники досталось Украине после распада Союза. Речь, по всей видимости, может идти о нескольких десятках тысяч. Это были машины различных моделей: от небольших плавающих транспортеров переднего края ЛУАЗ-967 до многоосных ракетовозов МАЗ-543.
Однако практически сразу после получения независимости чиновники в погонах начали «оптимизировать» автопарк, при этом тысячи автомобилей были проданы частных лицам, что-то ушло за рубеж. При этом находившаяся на хранении техника плохо обслуживалась и морально старела. В результате, когда понадобилось эту технику применить, сотни автомобилей элементарно не смогли завестись. Мало того, вскрылись многочисленные случаи прямого воровства тех людей, которые отвечали за сохранность техники.
В настоящее время основу парка группировки ВСУ в АТО составляют еще советские грузовики: дизельные Урал-4320, КамАЗ-4320, КрАЗ-255, КрАЗ-260 и бензиновые ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УАЗ-3151. Новая техника до войны закупалась в очень ограниченных количествах и практически на фронтовых съемках летом – осенью 2014 года была не видна.
Автомобильная техника украинской армии на Донбассе подвергалась обстрелу, подрывалась на минах. При этом дистанции, как правило, были средние – 200–300 метров, реже – с 50–70 метров. Для защиты водителей и техники достаточно широко применялось основное и дополнительное бронирование, средства индивидуальной броневой защиты (бронежилеты, навешенные на бортах кузовов и дверях кабин), защитные устройства из подручных материалов – стальных листов, мешков с землей или даже бревен (автору приходилось видеть на пыльных дорогах Донбасса и такую экзотику).
С самого начала боев как армия, так и Национальная Гвардия, а тем более добровольческие батальоны стали испытывать дефицит исправных машин практически всех типов. И поэтому неудивительно, что еще в начале лета в транспортных колоннах все чаще стали мелькать «мобилизованные на военную службу» автомобили. А после событий лета, где было потеряно много техники, на фронт стали «призывать» все, что только можно: школьные автобусы (особенно этим «грешили» добровольческие батальоны), а также бывшие колхозные «газоны» и даже взятые со складов Госрезерва ЗИЛ-157.
В тоже время перспективы получения новой автотехники для армии есть – в стране функционирует мощный Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ), у которого есть все возможности для обеспечения силовых структур современными, мощными грузовиками в любом количестве, в любой комплектации и с любыми компоновочными решениями. Это, в свою очередь, позволяет вести речь о наличии достаточных перспектив перехода украинской армии с Уралов и КАМАЗов на отечественные КрАЗы, которые явно современнее.
Следует заметить, что первые партии автомобильной техники военного назначения разработки и производства ОАО «Авто-КрАЗ», в том числе КрАЗ-6322 «Солдат» (6х6), КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» (4х4), многоцелевые шасси и бронеавтомобили КрАЗ «Кугуар» (KRAZ Cougar) и КрАЗ «Спартан» (KRAZ Spartan) уже поступили на вооружение подразделений ВСУ и Национальной гвардии, которые принимают участие в операции на Донбассе.
http://videopay.net/video/sdKa0E79EeWHrJNAGpT1tw?t=3
На фоне заявлений о возможной помощи (в том числе и автотехникой) со стороны западных союзников интересным представляется опыт эксплуатации в Украине американских «Хаммеров».
В 2001 году украинская армия получила около 50 американских армейских автомобилей М1097А2 для вооружения польско – украинского миротворческого батальона «УКРОПОЛБАТ» в зоне сербско-албанского конфликта в Косово. Перед отправкой в «горячую точку» часть машин была модернизирована на Львовском танкоремонтном заводе. Прежде всего, американские машины дооборудовали бронированным модулем весом в 1200 кг, который должен был защищать от поражения легким стрелковым оружием. Бронезащита прикрывала М1097А2 в лобовой части с ветровыми стеклами, которые экипаж мог закрывать защитными крышками, не выходя из машины. При этом общая масса автомобиля достигла 3800 кг.
Одновременно «Хаммер» получил и вариант вооружения в виде крупнокалиберного пулемета НСВ «Утес» с круговым сектором обстрела, а также радиостанцию Р-130М и прибор ночного видения с инфракрасным прожектором. При этом меры по улучшению противоминной защиты из-за конструктивных особенностей машин этой модификации не проводились, поэтому украинские «Хаммеры» оказались очень уязвимыми даже для устаревших противотанковых мин.
После окончания миротворческой миссии «хамви» были переданы десантникам 95-й отдельной аэромобильной бригады. Уже в ходе эксплуатации оказалось, что подарки «дяди Сэма» не слишком любят украинскую грязь, склонны к переворачиванию и страдают рядом неприятных особенностей.
С другой стороны, несмотря на то, что «Хаммеры», оставшиеся в распоряжении украинских аэромобильных подразделений, активно использовались в различных миротворческих учениях, по мнению большинства военных экспертов, их техническое состояние гораздо лучше, чем у оставшихся в качестве советского наследства УАЗ-469.
На данный момент парк «Хамви» на вооружении ВСУ значительно увеличен за счет получения нескольких партий техники в рамках программы помощи от США.
С началом боевых действий «житомирская» бригада была отправлена в зону конфликта, причем оставшиеся «Хаммеры» были довооружены тем, что было «под рукой» – прежде всего 12,7-мм пулеметами ДШКМ.
Судя по всему большая часть «Хаммеров» была уничтожена или находится в ремонте – по некоторым данным закупка необходимых запасных частей идет крайне сложно. По крайней мере, в объективы камер «американцы» стали попадать гораздо реже.
Достаточно большое количество автомобильной техники находится и на вооружении боевиков.
Причем по происхождению техники можно попытаться выделить несколько групп:
– трофейные армейские полноприводные грузовые автомобили, захваченные в боях или реквизированные у частных лиц;
– гражданские грузовые автомобили и автобусы;
– джипы и микроавтобусы;
– мотоциклы и квадроциклы (используются прежде всего в разведподразделениях).
Есть документальные данные о массовом применении чисто российских образцов автомобильной техники в боях на Донбассе (Более детальное расследование этого вопроса провела редакция ресурса InfromNapalm 13 марта 2015 года: https://informnapalm.org/6889-rossyjskye-voennye-kamaz-y-v-ukrayne), в том числе:
– Урал-4320 с бронированием от «Завода корпусов» из Нижегородской области;
– КамАЗ-5350 с заводским бронированием.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.