Головна / Статті / Авторські блоги / Автомобильная техника в боях на Донбассе, 2014 – 2015 гг.

Автомобильная техника в боях на Донбассе, 2014 – 2015 гг.

Современная война – это война мобильная, поэтому роль автомобильной техники в ней тяжело переоценить. Сейчас уже невозможно даже представить, сколько автотехники досталось Украине после распада Союза. Речь, по всей видимости, может идти о нескольких десятках тысяч. Это были машины различных моделей: от небольших плавающих транспортеров переднего края ЛУАЗ-967 до многоосных ракетовозов МАЗ-543.

Однако практически сразу после получения независимости чиновники в погонах начали «оптимизировать» автопарк, при этом тысячи автомобилей были проданы частных лицам, что-то ушло за рубеж. При этом находившаяся на хранении техника плохо обслуживалась и морально старела. В результате, когда понадобилось эту технику применить, сотни автомобилей элементарно не смогли завестись. Мало того, вскрылись многочисленные случаи прямого воровства тех людей, которые отвечали за сохранность техники.

В настоящее время основу парка группировки ВСУ в АТО составляют еще советские грузовики: дизельные Урал-4320, КамАЗ-4320, КрАЗ-255, КрАЗ-260 и бензиновые ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УАЗ-3151. Новая техника до войны закупалась в очень ограниченных количествах и практически на фронтовых съемках летом – осенью 2014 года была не видна.

Автомобильная техника украинской армии на Донбассе подвергалась обстрелу, подрывалась на минах. При этом дистанции, как правило, были средние –  200–300 метров, реже – с 50–70 метров. Для защиты водителей и техники достаточно широко применялось основное и дополнительное бронирование, средства индивидуальной броневой защиты (бронежилеты, навешенные на бортах кузовов и дверях кабин), защитные устройства из подручных материалов – стальных листов, мешков с землей или даже бревен (автору приходилось видеть на пыльных дорогах Донбасса и такую экзотику).

Даже такие старенькие Газ-69 состояли на вооружении батальона «Айдар».
Даже такие старенькие Газ-69 состояли на вооружении батальона «Айдар».

С самого начала боев как армия, так и Национальная Гвардия, а тем более добровольческие батальоны стали испытывать дефицит исправных машин практически всех типов. И поэтому неудивительно, что еще в начале лета в транспортных колоннах все чаще стали мелькать «мобилизованные на военную службу» автомобили. А после событий лета, где было потеряно много техники, на фронт стали «призывать» все, что только можно: школьные автобусы (особенно этим «грешили» добровольческие батальоны), а также бывшие колхозные «газоны» и даже взятые со складов Госрезерва ЗИЛ-157.

В тоже время перспективы получения новой автотехники для армии есть – в стране функционирует мощный Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ), у которого есть все возможности для обеспечения силовых структур современными, мощными грузовиками в любом количестве, в любой комплектации и с любыми компоновочными решениями. Это, в свою очередь, позволяет вести речь о наличии достаточных перспектив перехода украинской армии с Уралов и КАМАЗов на отечественные КрАЗы, которые явно современнее.

Армейская машина специального назначения
Армейская машина специального назначения

Следует заметить, что первые партии автомобильной техники военного назначения разработки и производства ОАО «Авто-КрАЗ», в том числе КрАЗ-6322 «Солдат» (6х6), КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» (4х4), многоцелевые шасси и бронеавтомобили КрАЗ «Кугуар» (KRAZ Cougar) и КрАЗ «Спартан» (KRAZ Spartan) уже поступили на вооружение подразделений ВСУ и Национальной гвардии, которые принимают участие в операции на Донбассе.

http://videopay.net/video/sdKa0E79EeWHrJNAGpT1tw?t=3

На фоне заявлений о возможной помощи (в том числе и автотехникой) со стороны западных союзников интересным представляется опыт эксплуатации в Украине американских «Хаммеров».

В 2001 году украинская армия получила около 50 американских армейских автомобилей М1097А2 для вооружения польско – украинского миротворческого батальона «УКРОПОЛБАТ» в зоне сербско-албанского конфликта в Косово. Перед отправкой в «горячую точку» часть машин была модернизирована на Львовском танкоремонтном заводе. Прежде всего, американские машины дооборудовали бронированным модулем весом в 1200 кг, который должен был защищать от поражения легким стрелковым оружием.  Бронезащита прикрывала М1097А2 в лобовой части с ветровыми стеклами, которые экипаж мог закрывать защитными крышками, не выходя из машины. При этом общая масса автомобиля достигла 3800 кг.

Американские «Хаммеры» все чаще можно встретить на прифронтовых дорогах Донбасса.
Американские «Хаммеры» все чаще можно встретить на прифронтовых дорогах Донбасса.

Одновременно «Хаммер» получил и вариант вооружения в виде крупнокалиберного пулемета НСВ «Утес» с круговым сектором обстрела, а также радиостанцию Р-130М и прибор ночного видения с инфракрасным прожектором. При этом меры по улучшению противоминной защиты из-за конструктивных особенностей  машин этой модификации не проводились, поэтому украинские «Хаммеры» оказались очень уязвимыми даже для устаревших противотанковых мин.

После окончания миротворческой миссии «хамви» были переданы десантникам 95-й отдельной аэромобильной бригады. Уже в ходе эксплуатации оказалось, что подарки «дяди Сэма» не слишком любят украинскую грязь, склонны к переворачиванию и страдают рядом неприятных особенностей.

С другой стороны, несмотря на то, что «Хаммеры», оставшиеся в распоряжении украинских аэромобильных подразделений, активно использовались в различных миротворческих учениях, по мнению большинства военных экспертов, их техническое состояние гораздо лучше, чем у оставшихся в качестве советского наследства УАЗ-469.

На данный момент парк «Хамви» на вооружении ВСУ значительно увеличен за счет получения нескольких партий техники в рамках программы помощи от США.

С началом боевых действий «житомирская» бригада была отправлена в зону конфликта, причем оставшиеся «Хаммеры» были довооружены тем, что было «под рукой» – прежде всего 12,7-мм пулеметами ДШКМ.

Судя по всему большая часть «Хаммеров» была уничтожена или находится в ремонте – по некоторым данным закупка необходимых запасных частей идет крайне сложно. По крайней мере, в объективы камер «американцы» стали попадать гораздо реже.

Достаточно большое количество автомобильной техники находится и на вооружении боевиков.

Бронированный КАМАЗ на вооружении боевиков
Бронированный КАМАЗ на вооружении боевиков

Причем по происхождению техники можно попытаться выделить несколько групп:

– трофейные армейские полноприводные грузовые автомобили, захваченные в боях или реквизированные у частных лиц;

– гражданские грузовые автомобили и автобусы;

–  джипы и микроавтобусы;

– мотоциклы и квадроциклы (используются прежде всего в разведподразделениях).

Есть документальные данные о массовом применении чисто российских образцов автомобильной техники в боях на Донбассе (Более детальное расследование этого вопроса провела редакция ресурса  InfromNapalm  13 марта 2015 года: https://informnapalm.org/6889-rossyjskye-voennye-kamaz-y-v-ukrayne), в том числе:

– Урал-4320 с бронированием от «Завода корпусов» из Нижегородской области;

– КамАЗ-5350 с заводским бронированием.

 

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Структура “отделение-взвод” – опыт ВДВ СССР. Раунд 5

Сначала договоримся о терминах. В ВС СССР были десантные части двух типов – парашютно-десантные и ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *