Головна / Статті / Авторські блоги / Боевой дебют «двадцать пятой».

Боевой дебют «двадцать пятой».

С появлением в Славянске группы боевиков под командованием Стрелкова – Гиркина руководству страны стало понятно, что без применения силы не обойтись, поэтому к захваченному городу стали стягиваться все наличные (весьма немногочисленные, стоит отметить) силы. Ближайшими к мятежным районам оказались части 25-й отдельной воздушно-десантной бригады, располагавшиеся в Днепропетровске. Фактически, эта бригада является родной сестрой российской десантной дивизии из города Иваново — обе ведут свою родословную от советской 98-й гвардейской дивизии ВДВ. В 1993 году она была разделена «по-братски» и на ее основе была сформирована сначала первая в Украине аэромобильная дивизия, а затем и бригада.

Личный состав бригады весной 2014 г. Сочетание и разнообразие камуфляжа просто поражает.
Личный состав бригады весной 2014 г. Сочетание и разнообразие камуфляжа просто поражает.

Бригада считалась одной из лучших в армии Украины, некоторые ее офицеры прошли стажировку в Форт-Брэгг – знаменитом центре подготовки десантников и спецназовцев «зеленых беретов» США. Личный состав 25-й также участвовал в совместном учениях с военнослужащими 82-й воздушно-десантной дивизии США на Ровенском полигоне.

Если российская десантная дивизия из Иваново успела повоевать в Чечне и Южной Осетии, то ее украинской «сестре» из Днепропетровска боевой дебют выпал на Донбасс.

Хотя военнослужащим бригады и до апреля 2014 года пришлось хоть и косвенным образом принять участие в развернувшихся революционных событиях.

19 февраля и.о. министра обороны Павел Лебедев отдал приказ откомандировать в Киев 25-ю отдельную воздушно – десантную бригады  и аэромобильный полк из Николаева.

Однако гражданские активисты смогли заблокировать состав недалеко от железнодорожной станции Орловщина. Тогда военные перегрузились в грузовики и колонной отправились в направлении Киева. Однако судьбе не было угодно, чтобы десантники добрались до места назначения – недалеко от столицы они попали в серьезную аварию, причем трое военнослужащих погибло, а восемь человек попали в реанимацию. В итоге вся колонна вернулась в ППД.

И кстати, косвенно бойцы бригады поучаствовали и в крымских событиях – на момент оккупации полуострова рота бригады в количестве 80 человек находилась на плановых учениях в Перевальном. С началом агрессии десантники приняли собственное решение – прорываться с оружием и техникой на материк! Впоследствии удалось через Союзы десантников России и Украины прийти к соглашению о выводе роты с оружием и техникой. Однако оружие и боеприпасы были опечатаны и до выезда с полуострова их сопровождали бойцы российского спецназа.

Вооруженное выступление отряда Гиркина в апреле 2014 года не считалось военным командованием чем опасным – царила эйфория: многие считали, что после того, как на Донбассе появится боевая техника вооруженные сторонники федерализации бросят оружие и разбегутся по домам.

О планах командования организованного вскоре после начала противостояния штаба Антитеррористической операции (АТО) до сегодняшнего дня доподлинно неизвестно, но, по всей видимости, первоначально было решено укрепиться на Краматорском аэродроме, а оттуда уже провести несколько стремительных рейдов по городам Донбасса, где висел черно-сине-красный флаг. По крайней мере, такой вывод напрашивается из дальнейших событий.

Группа 25-й бригады на пути на Донбасс, апрель 2014 г.
Группа 25-й бригады на пути на Донбасс, апрель 2014 г.

Итак, 16 апреля 25-я бригада несколькими колоннами выдвинулась в сторону аэродрома. Однако одна из колонн из шести машин по ошибке вошла в Краматорск. На выезде на Привокзальную площадь десантники были блокированы безоружными местными жителями, которые, по всей видимости, и вызвали «подкрепление» из Славянска. В результате в руки ополчения попали 3 БТР-Д, 1 БМД-1, 1 БМД-2 и 1 САУ «Нона-С», которые сразу же перегнали в Славянск – к заданию исполкома, где был организован штаб.

Чтобы как то оправдать действия командира группы, который вместо того, чтобы провести колонну полями, заблудился и поехал через город, впоследствии в различных интервью появилась «героическая» версия событий: «В тот день должны были взять краматорский аэропорт. Сформировали две группы. Одна небольшая — берет аэропорт. Другая в то же время колонной проходит через весь Краматорск, отвлекая на себя внимание. Нам приказ был один — ни при каких обстоятельствах не открывать огонь.

Когда мы шли, в районе рынка появилось очень много стариков, женщин и детей, беременных. Они хватали нас за автоматы и причитали. Очень скоро за ними появились люди с оружием. Мы не могли по ним стрелять – были бы очень большие жертвы среди гражданских. Старший колоны пошел на переговоры. Он вернулся и отдал приказ сдать оружие. Ты понимаешь, что значит приказ? Приказ не обсуждают, не обсуждают и все тут. Но я даже решился его пообсуждать — я позвонил своему непосредственному командиру и спросил, что делать. Чем мог помочь мой командир? Он сказал слушать приказ старшего колонны…После этого последовал приказ – отвезти им машины туда, куда они  скажут. Мы сами везли им эти машины. Потом пришел очень милый дядя с бородой и начал рассказывать, что такое ДНР и за что они воюют. Говорил, что их поддерживает местное население. И с виду на тот момент это действительно было так. Говорил, что нас руководство тупо кидает под обстрел. Говорил, что правда на их стороне. Что у них бойцов уважают. Предложил перейти на их сторону».

Солдаты, которые вынужденно оказались в плену, были отпущены и вернулись в Днепропетровск

Один из дезертиров бригады, которые ныне воюет в «ДНР».
Один из дезертиров бригады, которые ныне воюет в «ДНР».

(к месту дислокации). Причем восемь человек (в том числе и один офицер), в основном уроженцы Донбасса перешли на сторону «ДНР». Все они воевали, по крайней мере, один погиб в июне 2014 года, двое были живы по состоянию на осень 2015 года.

При этом, по крайней мере две колонны смогли прорваться к краматорскому аэродрому. Причем, во многом благодаря инициативе отдельных военнослужащих. Примечательна история одной из них: когда колонна из четырех БМД 3-й роты, которая шла через Малотарановку и Пчелкино, была блокирована местными жителями на окраине Краматорска, один из военнослужащих (судя по видео – прапорщик) достал гранату, сорвал чеку и приказал людям, которые блокировали технику, разойтись. Бросил бы он в толпу безоружных людей гранату или нет – большой вопрос, но местные жители решили не испытывать судьбу и расступились.

Реакция официальных властей на потерю боевой техники была крайне жесткой. Уже на следующий день и.о. президента Украины Александр Турчинов заявил: «25-я отдельная воздушно-десантная бригада, военнослужащие которой проявили трусость и сдали оружие, будет расформирована, а военнослужащие, виновные в этом, будут отвечать перед судом». Однако в стране осталось слишком мало боеспособных соединений и поэтому приказ о расформировании 25-й бригады был сначала «положен под сукно», а потом и отменен.

Колонна бригады по пути на Донбасс.
Колонна бригады по пути на Донбасс.

Впоследствии бригада была растаскана по различным направлениям: сводная группа поддерживал спецназ 3-го полка в Донецком аэропорту, еще одна 80-ю бригаду в Луганском, батальонная группа располагалась в Амвросиевке, усилия пограничников.

Одним из самых ярких и тяжелых в истории бригады лета 2014 года стали бои в Шахтерске.

28 июля 2014 года, когда с экранов телевизоров слышно было «мы наступаем», а генералы наперебой обещали, что вот-вот вытеснят сепаратистов с Донбасса, части 25-й бригады вошли в Шахтерск. Как уже понятно сейчас планы командования предусматривали рассечение территории «ДНР» и «ЛНР» одновременными ударами со стороны Дебальцево и Углегорска и со стороны Шахтерска.

К тому времени на повестке дня остро стоял вопрос с безопасностью колонн снабжения (или «ленточек» по военному), которые растягивались на километры. Причем безопасно не было нигде – как только колонна начинала формироваться, то ее координаты сразу сдавали боевикам местные жители.

Обыкновенные грузовики бронировали на месте, вспоминая афганский опыт, водители вешали

Местные жители блокируют десантников в Доброполье, апрель 2014 г.
Местные жители блокируют десантников в Доброполье, апрель 2014 г.

бронежилеты на двери, обкладывали радиатор мешками с песком. Согласно наставлениям колонна шла на максимальной скорости, однако на подъеме или в месте с плохой дорогой, наших военных как правило, ждала засада.

К тому же у боевиков к тому времени появились танки и достаточно хорошо подготовленные экипажи. Так, во время марша от Шахтерска на Дебальцево бронегруппа десантников недалеко от железнодорожного переезда сходу нарвалась на хорошо замаскированный и окопанный танк. Первым же снарядом была поражена САУ «Нона» (весь экипаж погиб). Только после огневого налета артиллерии (все тех «Нон») вражеская боевая машина уничтожена. Прямые попадания снарядов наших артиллеристов буквально разнесли двигатель танка.

Наиболее же масштабная засада произошла 31 июля под Шахтерском. Как вспоминал замполит 1-го батальона майор Сергей Шмыгля:  «Нас вывели из Краматорска на месяц, а потом мы сразу пошли на Шахтерск. Ребята закрепились в Шахтерске, потом их начали «насыпать». Они начали зачищать город. В этих боях каждый переулок, каждая многоэтажка несла в себе опасность, потому что террористы активно использовали местное население, местные были на их стороне. Колонна остановилась на какой-то улице, и в этот же момент террористы знали, где мы. А артиллеристу несложно привязаться к какой-то местности. Если колонна останавливается больше, чем на полчаса, ее сразу расстреливают. Очень трудно воевать, если все вокруг против тебя. Колонну трудно скрыть – это большие машины, грохот.

31 июля – тогда колонна вышла из под обстрела, но было несколько машин, которые там и остались. Было прямое попадание в машины. У нас тогда были большие потери. Ребята подбирали кого могли – раненых, убитых. Привязывали тела к машинам ремнями, и так вывозить, чтобы хоть похоронить по-человечески, а тех, что попали в плен, просто у обочины дороги и позакапывали. Затем их удалось со временем обменять. Более 30 раненых. Но никто не убегал, забирали под пулями погибших. Всех пытались вывезти».

В очередной раз боевики проявили свою анти-человеческую сущность, буквально вывалив в Сеть десятки фотографий и видео с убитыми и пленными десантниками.

Всего на сегодняшний день известно о 23 десантниках, погибших в ходе трагических событий 31 июля.

Бойцы 25-й бригады в Луганском аэропорту, июнь 2014 г.
Бойцы 25-й бригады в Луганском аэропорту, июнь 2014 г.

Ко всем сложностям боев в городе добавилось и то, что бригада была вооружена легкими бронированными машинами класса БМД. А они разрабатывались отнюдь не для прорыва подготовленной обороны противника или поддержки десантников в позиционных, по сути, боях, а для внезапной и стремительной атаки объектов в тылу противника, ведения дерзких рейдов и уничтожения вновь выявленных объектов. Поэтому алюминиевые сплавы их корпусов сильнее «боятся» пожаров, чем сталь.

«Шахтерск надо было дожимать. Если бы еще какое-нить подразделение пришло бы на помощь, то смогли бы дожать. Тяжело воевать еще и потому, что там много городов. Если бы было как в Запорожской области, например, где один райцентр находится в 40 км от другого, то было бы значительно проще освобождать города. А в Донецкой – город за городом. Мы бы могли окружить один райцентр, поставить свои войска и поехать в другой. А тут так не выйдет. Не сколько войск нужно, что все эти города освободить. Поэтому решили остановиться, чтобы не терять ребят».

После Шахтерска, сводную группу 25-ю бросили на штурм Саур-Могилы, дав собраться с силами всего пять дней. Однако 7 августа усилиями десантников, а также бойцов 51-й, 72-й бригад, а также добровольцев «Крыма», «Харькова» и «Луганска» высота была взята.

Дальше была Ждановка, взятая 16 августа практически с наскока, хотя и тут были потери. К большому сожалению, ввиду значительного ухудшения общей ситуации на фронте уже 21 августа боевики смогли снова захватить город.

17 августа колонна 2-й батальонно-тактической группы бригады, которая выдвигалась на Енакиево, попала под артобстрел из РСЗО БМ-21 «Град» у Южнокоммунаровска. Противник, имея свежие разведданные, смог накрыть десантников, которые временно остановились, разминируя единственный мост. Как вспоминал один из водителей-механиков БМД: «Они летели как метеориты. Небо горело. Потом горела земля. Три снаряда приземлились в 10-15 метрах от меня. Подбросило взрывной волной метра на два, но ни один осколок не попал. Я не то что в рубашке – в бронежилете родился». Кстати, бронежилетов и шлемов на многих бойцах в тот момент не было – разделись от изнурительной работы и жары. Как итог той бойни – 12 погибших, 30 раненных.

К концу августа 2014 года 25-я оаэмбр действовала тремя батальонно-тактическими группами:

1) в районе Стаханов – Дебальцево;

2) в районе Саур-Могилы (26 августа отошла в район Амвросиевки);

3) в районе Дьяково в составе сводной группы с 24 ОМБр.

5 октября 2014 года бригада была выведена на переформирование в ППД – вместо практически полностью утерянных БМД стали поступать БТР-70, БТР-3 и БТР-4, получила бригада и артиллерийское вооружение.

Дальше была бои на донецком направлении, но это уже другая история.

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.

 

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Структура “отделение-взвод” – опыт ВДВ СССР. Раунд 5

Сначала договоримся о терминах. В ВС СССР были десантные части двух типов – парашютно-десантные и ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *