Головна / Статті / Авторські блоги / Был ли сбит Пауэрс?

Был ли сбит Пауэрс?

Уже прошло 56 лет после событий 1 мая 1960 года, когда над советским городом Свердловском был сбит американский самолет – разведчик U-2, в кабине которого сидел Гарри Пауэрс. Однако до сих пор ведутся споры кем и когда был сбит американец. Предлагаю и свою версию событий.

Начало «холодной войны» ознаменовалось масштабными разведмероприятиями, которые активно проводили обе стороны. После 1950 года за фото и электронную разведку над СССР отвечали ВВС США, однако после пяти лет активной деятельности, высшим руководством страны они были признанны неэффективными – так, за 1950-55 годы в «авариях и катастрофах» было потеряно в общей сложности десять американских самолетов.

Поэтому  в середине 1950-х годов это направление передали ЦРУ. Первым делом боссы разведки оформили заказ корпорации «Локхид» на проектирование самолета, способного противостоять советской системе ПВО. И вскоре появилась такая уникальная машина как U-2.

Аппарат представлял собой нечто среднее между реактивным истребителем и планером с одним турбореактивным двигателем и крылом размахом около 30 метров. Самолет впечатляющие характеристики – практический потолок более 30000 метров, дальность полета – более 7200 км на максимальной скорости 800 км/час. Аппарат мог держаться в воздухе около десяти часов.

Первые полеты U-2 стал настоящим шоком для командования советских ПВО – все попытки сбить разведчик с помощью истребителей и ракет терпели фиаско. Кроме того, U-2 было очень тяжело обнаружить с помощью РЛС, поскольку он состоял главным образом из пластмассы и фанеры. Только двигатель отражал излучение РЛС, но этого было недостаточно для его обнаружения, если только не было известно его точное местонахождение и маршрут полета.

1111Кроме «стандартного» разведоборудования, ЦРУ также заказало разработку чрезвычайно сложного электронного оборудования для электронного шпионажа. Обычное оборудование U-2 включало приемник перехвата, способный принимать все сигналы, излучаемые советскими РЛС, приемник, способный принимать все связные радиопередачи системы ПВО, радиопеленгатор для определения направления прибытия перехваченных излучений, сверх-специализированный магнитофон для записи перехваченных электромагнитных излучений, плюс, конечно, радиокомпас, автопилот и УКВ радиостанцию.

Все, что относилось к U-2 в США было окутано глубочайшей тайной, а в официальных документах и авиационных журналах о нем говорилось как о самолете метеорологической разведки; и действительно, в 1957 году, была опубликована фотография тайфуна в Карибском море сделанная с U-2. Однако, несмотря на все предпринятые меры по сохранению настоящего назначения U-2 в чрезвычайной тайне, после нескольких инцидентов с самолетом, завеса молчания начала подниматься и это заставило людей справедливо засомневаться в истинном назначении таинственного самолета.

Что касается первых трех или четырех инцидентов, которые произошли в Соединенных Штатах и Германии, пресса говорила просто о самолетах, которые выполняли сверхсекретные задачи, но, однажды U-2 пришлось совершить вынужденную посадку на аэродроме планеристов в Японии и одному из местных журналистов посчастливилось оказался на этом месте и удалось в течение 15 минут рассматривать самолет, пока прибывшие солдаты не окружили поврежденный самолет и угрожающе направив свои автоматы на зевак, заставили их отойти. Журналист, который был кроме того и летчиком, видел, как пилот U-2 выбирался из поврежденного самолета и заметил, что на его костюме не было никаких нашивок и что у него был пистолет. Журналист сложил два плюс два и пришел к выводу, что самолет использовался не только для метеорологической разведки, но также и для шпионажа.

Одним из самых подготовленных летчиков U-2 был тридцатилетний Фрэнсис Гэри Пауэрс, который за короткое время налетал на разведчике более 500 часов в воздухе. Причем стоит сказать, что американские летчики настолько уверовали в свою безопасность, что называли свои вылеты в шутку “походами за молочком”.  Действительно за короткое время ЦРУ получило большой массив информации о строительстве военных объектов, РЛС, ракетных полигонах, базах подводных лодок и тому подобном.

Схема полета с местом падения.
Схема полета с местом падения.

Маршрут, которым должен был лететь Пауэрс в тот злополучный день, был следующим: Инджирлик (Турция) – Пешавар (Пакистан) – Кабул (Афганистан) – Свердловск (СССР) – Будё (Норвегия). Как обычно в полет 26 апреля Пауэрс взял пистолет 22-го калибра, серебряный доллар во внутреннем кармане и крошечный шприц со смертельной дозой яда кураре на случай вынужденного приземления. Причем катапультирование, согласно инструкциям ЦРУ было “необязательным» ….

Первый отрезок полета был просто техническим перелетом с Инджирлик в Пешавар, где он задержался на четыре дня для отдыха и заправки топливом перед началом длительного полета.

1 мая, Пауэрс сел в кабину своего U-2, намереваясь на высоте 30000 метров пролететь расстояние 5640 км, пролетев Урал, сфотографировав Сталинград, Аральск, Киров, Архангельск и Мурманск и два важных ракетных полигона: Тюратам и Капустин Яр, которые совершенно недавно были обнаружены американскими разведслужбами.

U-2 взлетел на час позже графика, поскольку “добро” Президента Эйзенхауэра – обычная процедура для всех полетов над СССР, пришло несколько позже. За время ожидания Пауэрс несколько раз проверил бортовое оборудование и, без сомнения, почувствовал какое-то мрачное предчувствие, когда его глаз упал на кнопку с надписью “УНИЧТОЖЕНИЕ”, которую нужно было нажать в критический момент, чтобы предотвратить попадание некоторых частей сверхсекретного электронного оборудования в руки русских. Согласно памятке, нанесенной возле кнопки, взрывчатка уничтожила бы только оборудование, но Пауэрс знал, что заряды взрывчатки были прикреплены и к внутренним стенкам герметичного отсека фюзеляжа и, учитывая огромную разницу давлений на очень большой высоте, взрыв, определенно, означал бы конец и самого самолета.

После взлета, U-2 начал быстрый набирать высоту и ко времени пролета Кабула – столицы Афганистана, он уже достиг высоты 19 800 метров; здесь, Пауэрс, включил оборудование приема и фиксации всех электромагнитных излучений в эфире, включая военные радиопередатчики и сигналы РЛС на всех рабочих частотах. Оборудование автоматически делало запись основных параметров каждой РЛС: частоты, длительности каждого импульса, частоты повторения импульсов и периода сканирования антенны. Эти параметры составляют “сигнатуру” или “отпечатки пальцев” РЛС и, анализируя которые, можно было определить тип неизвестной РЛС и особенности ее конкретного применения. Взяв два или большее количество пеленгов (измерений направления прихода электромагнитного излучения для обеспечения триангуляции) можно определить местоположение РЛС и, следовательно, определить, где расположены системы оружия, которыми она управляет. Когда РЛС принадлежит потенциально враждебной стране, эта информация чрезвычайно полезна для разработки методов противодействия, когда собственным летчикам, в будущем, может быть придется прорываться в воздушное пространство противника.

Первоочередным использованием этих параметров должно быть их хранение или “запоминание” в СПО, которая предупредит летчика о присутствии и направлении на наземную или воздушную угрожающую РЛС. Предупреждение о неизбежной ракетной или артиллерийской атаке, очевидно, является жизненно важным фактором успеха выполнения задачи и выживания самого летчика, которое, таким образом, позволяет ему немедленно выполнить противозенитный маневр или включить соответствующее оборудование электронного противодействия. Имеется большое количество различных методов РЭП и выбор их использования зависит от обстоятельств определенной ситуации. Например, летчик может подавить РЛС противника, чтобы нейтрализовать ее эффективность или использовать имитационные помехи, чтобы сбить ракету с курса, излучая в направлении стрельбовой РЛС ответный ложный сигнал. ПРЛО, которые так успешно применялись во Второй мировой войне, также могут использоваться для увода ракеты от реальной цели, создавая около самолета множественные ложные цели. В настоящее время, ПРЛО изготавливаются из различных материалов: посеребреного нейлона, освинцованного алюминия, покрытого алюминием стекловолокна и других комбинаций. Сегодня, с помощью разнообразных диспенсеров, полоски выбрасываются с самолета автоматически, согласно определенному закону и в количестве, специфичном для конкретных угроз.

Пауэрс не был специалистом в РЭБ. Однако, как летчик U-2, прошедший обучение в ЦРУ, он знал, что, если советский истребитель, летящий на 10000 метров ниже него, выпустит ракету «воздух-воздух», чтобы попытаться его сбить, он может рассчитывать на новое, чрезвычайно сложное электронное устройство, установленное на борту его самолета с целью запутывания головки самонаведения советской ракеты. В действительности, это устройство представляло собой один из самых первых передатчиков имитационных помех. Его специально разработали по просьбе ЦРУ три ведущих американских производителя средств РЭБ и, который, конечно, был “сверхсекретным”.

Также, Пауэрс знал, что русских чрезвычайно раздражали полеты U-2, хотя они и сохраняли достоинство, поскольку не могли ничего с этим поделать. Без сомнения, операторы РЛС ждали и попытались бы его обнаружить, как только U-2 появится в воздушном пространстве СССР. Однако, Пауэрса успокаивала мысль, что его самолет мог лететь на такой большой высоте, что ни один советский перехватчик или ракета не могли его достать.

Американские РЛС в Пакистане и Афганистане могли сопровождать Пауэрса только до тех пор, пока он не пересечет советскую границу, и не исчезнет с экранов их РЛС. С этого момента единственным средством слежения за ним становились станции прослушивания ЦРУ, которые перехватывали радиопередачи русской системы ПВО; никакой прямой контакт с Пауэрсом был невозможен, поскольку он должен был поддерживать полное радиомолчание.

Вскоре после того как Пауэрс пролетел Афганистан, операторы одной из РЛС обнаружили неизвестный самолет и, поскольку U-2 вторгся в самое сердце Советского Союза, информация об обнаружении была передана по инстанции. Внезапно, операторы ЦРУ услышали возбужденный голос, повторявший много раз: “Цель сбита! Цель сбита!” И в это же мгновение Пауэрс почувствовал как его бросило вперед и снаружи, красная вспышка осветила фюзеляж его U-2, как будто позади самолета произошел сильный взрыв. Самолет перестал слушаться рулей и начал, медленно вращаясь, терять высоту.

Схема подбития U-2.
Схема подбития U-2.

Пауэрс открыл фонарь, чтобы выбраться, и был выброшен из самолета центробежной силой. Его парашют раскрылся на высоте примерно 10000 метров и он медленно опустился на советскую территорию.

Пауэрс был арестован. Во время допроса он утверждал, что работал на компанию «Локхид» и испытывал разведывательный самолет для ведения шпионажа над Россией. Все это произошло как раз перед встречей на высшем уровне в Швейцарии Президента США Эйзенхауэра и Хрущёва для обсуждения проблем мира. Хрущев воспользовался представившимся ему случаем, и унизил Соединенные Штаты перед всем миром.

Пауэрс, естественно, предстал в Москве перед военным трибуналом Верховного суда, где был охарактеризован как типичный беспринципный молодой американец, который из своей жадности к деньгам не колеблясь, совершил преступление, которое могло вызвать ядерную войну. Прокурор представил суду вещественные доказательства в виде магнитных лент обнаруженных в обломках U-2. Они содержали параметры сигналов РЛС советской системы ПВО. Были также продемонстрированы и фотографии электронного оборудования U-2.

Приговор был суров, хотя, как говорилось в приговоре, ограничивался десятью годами заключения, три из которых он должен был провести в тюрьме. Пауэрс, однако, был выпущен через семнадцать месяцев, в обмен на супершпиона КГБ подполковника Рудольфа Абеля, который был арестован и заключен в американскую тюрьму.

Как только он ступил на американскую землю, Пауэрс был изолирован ЦРУ и подвергнут непрерывному допросу в течение более чем двадцати дней; в этом деле было много неясных вопросов, которые ЦРУ хотело прояснить. Больше всего их интересовала причина неудачи полета U-2, произошла ли она по причине наличия у русских новых ракет ЗРК или вследствие факта измены, совершенной Пауэрсом и, прежде всего, имеются ли у русских средства предотвращения прорыва американских бомбардировщиков оборудованных электронными средствами противодействия в советское, воздушное пространство в случае войны.

И тут проявились первые неясности. Так, в ходе суда в Москве, Пауэрс утверждал, что его самолет был сбит на высоте где-то между 13700 и 22250 метрами, что было значительно ниже высоты 30 500 метров, рекомендованной ему для выполнения такого рода задачи. Пауэрс объяснил, что из-за прекращения поступления топлива, двигатель его U-2 остановился и он, поэтому, потерял значительную высоту, пытаясь его вновь запустить.

Если самолет был поражен ракетой, то как его фото и электронное оборудование осталось неповрежденным? Если в реальности U-2 был поражен ракетой ЗРК, то почему СПО и передатчик имитационных помех не сработали?

Дальше. Учитывая, что в U-2 не было прямого попадания ракеты почему Пауэрс не воспользовался своим катапультным креслом, которое, вероятно, было сконструировано так, что после его отстрела приводился в действие механизм самоликвидации самолета, а начал самостоятельно покидать самолет, теряя драгоценное время? И, если у него было так много времени на реакцию, то почему он не нажал кнопку самоликвидации и таким образом не уничтожил сверхсекретное электронное оборудование на борту самолета?

После допроса ЦРУ, Пауэрс, также, предстал перед различными правительственными комиссиями и даже выступал перед Конгрессом, но никаких удовлетворительных ответов по вышеупомянутым вопросам не дал.

ЦРУ даже приставило к нему одну из своих наиболее привлекательных женщин-агентов, чтобы попытаться разговорить Пауэрса, используя не только ортодоксальные методы! Однако в результате, Пауэрс просто развелся со своей красавицей женой Барбарой и женился на женщине, которая, как надеялось ЦРУ, приведет его к суду специального трибунала.

Локхид U-2. Самолет разведчик.
Локхид U-2. Самолет разведчик.

Однако хотелось бы обратить внимание и на другой след этой операции. Некоторые американские исследователи отметили связь между полетами самолета U-2 и Ли Харви Освальдом – человеком, который убил американского Президента Джона Фицджеральда Кеннеди. Известно, например, что проходя службу в Корпусе морской пехоты США, Освальд служил в качестве диспетчера РЛС на станции управления воздушным движением американской авиабазы Ацуги в Японии. В этом качестве он имел возможность не только наблюдать взлет и посадку самолетов U-2, но также, имел и доступ к сверхсекретной информации о воздушном шпионаже против СССР и Китая. Поскольку радиопереговоры между летчиком U-2 и диспетчерами авиабазы перед взлетом были обычной процедурой, Освальд мог слышать и запросы о метеообстановке на определенных маршрутах и высотах полета U-2 во время их специальных полетов. Позднее, Освальд сбежал в Россию, где пробыл некоторое время, пока КГБ не отослало его назад в Америку, где он был бы более полезен для них.

Гипотеза о том, что именно Освальд снабдил СССР информацией о маршрутах и высотах полетов U-2, дает довольно правдоподобный ответ на вопросы, заданные выше; то есть, как советской РЛС удалось обнаружить и сопровождать полет малозаметного самолета и, во-вторых, как был поражен U-2 ракетами, дальность которых была меньше высоты полета самолета?

Эта гипотеза также, придает веса и слухам, согласно которым U-2 стал жертвой саботажа. Согласно некоторым сообщениям, агенты работавшие на КГБ, установили перед взлетом в хвостовой части U-2 небольшой заряд взрывчатки с радио или временным взрывателем, что заставило самолет терять высоту после ее взрыва…

Однако вряд ли когда мы узнаем правду об этом полете. 1 августа 1977 года, Фрэнсис Гэри Пауэрс, в возрасте сорока восьми лет, трагически погиб в катастрофе вертолета. Вертолет, принадлежавший телевизионной компании Лос-Анджелеса, снимал лесной пожар, но разбился в середине горящего леса. Его обугленное тело унесло с собой всякую возможность раскрытия многих тайн полета…

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Структура “отделение-взвод” – опыт ВДВ СССР. Раунд 5

Сначала договоримся о терминах. В ВС СССР были десантные части двух типов – парашютно-десантные и ...

One comment

  1. Ну тепер все зрозуміло.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *