Головна / Статті / Авторські блоги / Главная ударная сила: танки в войне на Донбассе

Главная ударная сила: танки в войне на Донбассе

Появившиеся в годы Первой Мировой войны танки, как показывает опыт последних локальных войн остаются основой ударных возможностей пехоты. Крайне показателен в этом отношении опыт войны на Донбассе, которая начиналась как антитеррористическая операция, но очень скоро переросла в полномасштабную войну, где обе стороны широко применяли танки и артиллерию.

В наследство от Советского Союза Украине досталось без малого 6500 танков различных типов: Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80. Кстати такое разнообразие типов было крайне характерно для Советского Союза, где устаревшие модели не снимались с вооружения, а наоборот подвергались модернизации. Таким образом достигалось численное превосходство над НАТО.

Естественно, что Украине было не по карману иметь на вооружении сразу несколько типов танков с разными двигателями и оборудованием, поэтому в 1991 году было принято решение отказаться от тех типов танков, которые не изготавливаются в Украине. Таким образом га вооружении ВСУ остались только «харьковские» Т-64, а базы хранения стали донором для «Укрспецэкспорта», который находил покупателей для Т-72-х среди «дружественных» стран Африки и Азии. Средства от экспорта частично пошли на модернизацию Т-64-х. Так появилась модификация Т-64БМ «Булат».

Танковый парк Украины на начало 2014 года состоял из 10 танков Т-84 «Оплот» и 1100 Т-64, из которых 76 модернизированы до уровня Т-64БМ «Булат». Еще до 650 Т-64, а также до 273 Т-80 и до 474 Т-72 находились на хранении.

В украинской армии образца весны 2014 года было две танковые бригады — 1-я гвардейская отдельная, которая базировалась в Гончаровске, Черниговская область) и 17-я отдельная (город Кривой Рог, Днепропетровская область). Кроме них, незначительным количеством танков также располагал 169-й учебный центр Сухопутных войск «Десна» и Академия Сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного.

С началом крымского кризиса бригады стали приводиться в боевую готовность, что показало истинное положение дел. Так, в Гончаровске из ангаров смогли выгнать всего несколько «Булатов», а в 17-й танковой во время планового осмотра сгорели сразу две машины с боекомплектом.

Тем не менее, совместными усилиями военных и волонтеров к началу мая 2014 года танковые бригады приобрели более или менее боеготовый вид. При этом 1-я оставалась на Черниговщине для отражения возможного удара россиян в направлении Киева (летом была переброшена на Луганщину).

На первом этапе войны – штурм Славянска, зачистка северного Донбасса – танки использовались достаточно примитивно. В основном как средство поддержки пехоты при блокировании и прочесывании местности, для сопровождения колонн, охраны и обороны блок-постов в качестве дальнобойных и маневренных огневых средств. Однако в июле 2014 года на вооружении незаконных вооруженных формирований появляются танки (по утверждению самих боевиков – трофейные, по факту – поставленные из России) и большое количество противотанковых средств, что резко изменяет характер применения танков.

73647_0В летней кампании 2014 года армия понесла достаточно ощутимые потери в танковом парке – причем боевые из них были чуть ли не самые небольшие – большая часть техники была брошена (или уничтожена методом самоподрыва) из-за ужасного технического состояния. Мало того, не все танки имели навесные комплекты динамической защиты, а те, кто располагал – оказалось, что элементы не заряжены взрывчатым веществом. В войсках было недостаточное количество танковых тягачей и БРЭМ, что затрудняло организацию своевременной эвакуации поврежденных машин.

Именно потери вынудили ставить строй буквально все что можно. Первыми естественно выкатили Т-64-е. Кроме снятых с консервации и прошедших ремонт  Т-64БВ, в войсках появились Т-64БВ-1, экспортные Т-64Б1М (достались полку НГУ «Азов») и даже совсем уж устаревшие, без динамической защиты Т-64Б.

Но и этого для быстрорастущей армии (шутка ли, за короткое время были сформированы 15 новых бригад) было мало, поэтому зимой 2014 года на вооружение были поставлены Т-72. Причем сразу нескольких модификаций: Т-72УА, Т-72АВ, Т-72А и Т-72Б. Мало того, в части ВДВ начались поставки танков Т-80БВ. Ну и наконец, в последнее время, стали появляться фотографии транспортировки и действий на полигонах Т-55МВ и Т-62, хотя вполне вероятно их использование в качестве учебных машин.

Наиболее активно украинские танки применялись летом 2014 года, в боях за Донецкий аэропорт и в ходе дебальцевской операции зимой 2015 года. Нашим танкистам приходилось воевать как в составе тактических групп, так и самостоятельно.

В истории войны было зафиксировано несколько встречных танковых боев, в том числе и с современными российскими Т-72Б3 (пару танков были захвачены в качестве трофеев). В большинстве случаев танкисты показывали достаточно высокую выучку, появились и свои танковые асы с 5 и более уничтоженными бронецелями.

В этом плане весьма показателен танковый бой под Логвиново в феврале 2015 года, когда наши танкисты на «Булатах» вступили в бой с  российскими «семьдесят двойками» 5-й отдельной танковой бригады.

3YPpUrY6EVQЗадачей танкистов 1-й танковой бригады было прикрытие атаки группы 30-й механизированной бригады на Логвиново. В село танки не заходили, а прикрывали левый фланг атаки. При подходе к цели пехота была внезапно атакована одиночным Т-72. Не ожидавший танкового прикрытия российский танк был поражен с расстояния в 900 метров. Практически сразу по «Булатам» был открыт жесточайший огонь. В результате прямого попадания в один из танков сработала система активной защиты «Нож», которая не только спасла экипаж, но и сохранила боеспособность танка как боевой единицы. После того, как были засечены позиции второго вражеского танка, прямым попаданием он был уничтожен. Всего бой за Логвиново противник лишился трех Т-72, у наших потерь не было. Стоит отметить, что всего за время боев под Дебальцево эта танковая рота 1-й бригады уничтожила 6 танков и 1 БМП противника.

Тут стоит несколько слов сказать об уникальной системе динамической защиты «Нож». Он отличается от российской системы  «Контакт-5» прежде всего новым принципом воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струи, которая разрушает и дестабилизирует вражеский снаряд или кумулятивную струю. Такие разработки велись в Советском Союзе в конце 80-х годов специалистами НИИ Стали, однако дальше экспериментов дело не пошло. А вот украинским специалистам (СКТБ ИПП НАНУ совместно с ГП БЦКТ «МИКРОТЕК», НИЦ «Материалообработка взрывом» ИЭС им. Патона НАНУ и ХКБМ им. Морозова) удалось довести новую систему до принятия на вооружение в 2003 году. Еще до боевых действий на Донбассе специалисты оценивали эффективность комплекса по сравнению с «Контакт-5» в 2-3 раза, что и было подтверждено украинскими танкистами в ходе боевых действий.

1AYzIjfnFnwОтмечены и случаи массового героизма танкистов – подрыва экипажа вместе с танком для недопущения попадания в плен. Одним из наиболее освещаемым в СМИ стал подвиг капитана Александра Лавриненко из 93-й отдельной механизированной бригады, однако первый такой случай был зафиксирован еще 17 июня 2014 года в боестолкновении у поселка Металлист в Луганской области.

Особенностью войны на Донбассе, которую у нас предпочитают называть «антитеррористической операцией», а в России – «гражданской войной», является наличие большого количества танков и у незаконных вооруженных формирований. Причем первыми в строй боевики музейные экземпляры. Так, в начале июня 2014 года появились фотографии советского танка времен Второй Мировой войны ИС-3, который местные сепаратисты сняли с постамента в парке «Юбилейный» города Константиновка. Вооружив пулеметом, танк несколько раз пытались использовать против армии, впоследствии машина была брошена. Еще три-четыре танка Т-34-85 были сняты с постаментов в Дружковке, Донецке и где-то на Луганщине, однако данных об их боевом применении не было.

Да в принципе они были и не нужны – с середины  июня у боевиков в товарных количествах появляются сначала Т-64, а потом и Т-72.

Первые Т-64БВ появились в распоряжении НВФ 12 июня, когда три машины проследовали своим ходом с востока на запад через Снежное, Торез, Макеевку в Донецк. Это был скорее пропагандистский ход, так как появление колонны танков сопровождалось форменной истерией в СМИ «молодой республики» – массово появились сообщения, что «получили на вооружение три танка», скромно умолчав, от кого именно получили. В дальнейшем подобные поставки будут тщательно маскироваться и, тем более, не будут светиться в прессе.

20 июня 2014 года из России прибыли очередные пять танков Т-64БВ. Притом в социальных сетях засветились фотографии этих танков на трейлерах в приграничных районах Ростовской области. В качестве информационной поддержки 19-20 июня российские СМИ активно тиражировали новость типа «Ополченцы захватили танковую базу под Славянском», которую практически сразу сами же опровергали.

1XJMLdf8W1QУже первый же захваченный у противника украинскими бойцами Т-64 (при обороне Артемовских складов) показал источник получения танков. В официальном сообщении Министерства обороны Украины от 27 июня 2014 года говорилось буквально следующее: «После анализа, проведенного специалистами Военной службы правопорядка в вооруженных силах Украины, установлено, что согласно заводским номерам этот танк Т-64БВ выпущен в октябре 1987 года на Харьковском танковом заводе имени Малышева. По архивным данным, эта боевая единица была отправлена в воинскую часть, которая в то время дислоцировалась на территории России. На учете в вооруженных силах Украины данный танк Т-64БВ не состоял и не состоит».

На сегодняшний день по некоторым данным на вооружении незаконных вооруженных формирований на Донбассе состоит 320 танков Т-72А/Б и Т-64.

Таким образом, можно смело говорить, что война на Донбассе подтвердила выводы ведущих западных теоретиков и показала пути дальнейшего развития танкового парка Украины. В ходе боевых действий танки достаточно успешно показали себя в роли универсального хорошо защищенного и мобильного огневого средства поля боя для поддержки немеханизированной и механизированной пехоты.

В очередной раз было продемонстрировано, что танки, объединенные в самостоятельные части и соединения могут решительно переломить обстановку и нанести поражение даже более многочисленному противнику.

Что касается дальнейшего развития танкового парка, то очевидно, что после окончания «горячей фазы» боевых действий Украину ждет унификация путем установки одинаковых пушек и пулеметов, однотипных двигателей и трансмиссий.

 

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”

 

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Структура “отделение-взвод” – опыт ВДВ СССР. Раунд 5

Сначала договоримся о терминах. В ВС СССР были десантные части двух типов – парашютно-десантные и ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *