Хотя согласно Чикагской конвенции, принятой практически всеми государствами мира, гражданские суда вне зависимости от характера перевозимого груза, являются неприкосновенными. Однако в ходе многочисленных гражданских войн в разных уголках планеты зачастую именно гражданские аппараты становились объектами атак обеих сторон. Немало гражданских самолетов и вертолетов пострадало и в ходе развернувшихся на территории бывшего СССР многочисленных войн и конфликтов. Именно о таких случаях и пойдет речь в статье.
В годы существования СССР гражданский воздушный флот получил небывалое развитие, чему в немалой степени способствовали необъятные размеры страны, где хорошие дороги были и остаются большой редкостью. Понятное дело, что гражданская авиация не могла не быть задействованной в многочисленных конфликтах на окраинах империи.
Пожалуй, первым конфликтом, в который активно были вовлечены гражданские летчики с обеих сторон был спор между азербайджанцами и армянами за Нагорный Карабах.
Тем более, что обеим сторонам достались достаточно много самолетов и вертолетов из состава как Армянского, так и Азербайджанского управлений ГА СССР.
Практически сразу после распада Союза Азербайджанское управление было реорганизовано в авиакомпанию «Азербайджанские авиалинии» (АЗАЛ).
Первой и основной задачей азербайджанских пилотов на начальном этапе конфликта была поддержка и переброска отрядов ОМОНа, действовавших в Карабахе. Однако так как единственный более или менее приличный аэродром в регионе (Степанакерт) был в руках армян, то для полетов «на войну» широко применяли прежде всего вертолеты и старые, добрые Ан-2, для посадки и взлета которых не требовалась бетонированная полоса.
Именно «аннушкам» и выпала печальная участь стать первым гражданским летательным аппаратом, потерянным в войнах на территории бывшего СССР. 29 октября 1991 года во время выполнения очередного рейса из Евлаха в НКАО в районе Ханабада огнем боевиков с земли был обстрелян самолет, принадлежащий “АЗАЛ-Агро” («СССР-40704», заводской 1G215-02). В результате аварийной посадки и последующего пожара погибло два члена экипажа и пять пассажиров. И это было только начало…
После этой потери «кукурузники» с большой опаской стали привлекать к полетам в зону боевых действий, а вскоре отказались совсем. Впрочем, как и от использования маловместительных Ми-2, к тому же обладавших небольшим радиусом полета. Таким образом, с конца 1991 года азербайджанская гражданская авиация в Карабахе была представлена исключительно Ми-8Т Бакинского авиаотряда, экипажи которого вахтенным методом направлялись в командировку.
Одновременно рост количества и качества вооружения армянских отрядов самообороны не мог не сказаться на потерях азербайджанской авиации. Так, 28 января 1992 года во время очередного вылета на полевую площадку под Шушой ракетой ПЗРК «Стрела»-2 был сбит Ми-8Т «СССР- 24137», командир экипажа Виктор Серегин. В сгоревшем вертолете кроме трех членов экипажа погибли по крайней мере 30 человек.
В гораздо большем масштабе использовала гражданскую авиацию армянская сторона. И связано это было с тем, что прямого сухопутного сообщения между карабахским анклавом и Арменией в начале конфликта не существовало и для доставки припасов и эвакуации населения широко использовались гражданские самолеты и вертолеты. При этом как мы уже отмечали, армяне могли пользоваться преимуществами аэропорта и принимать регулярные рейсы с Еревана, на которых «работали» самолеты Як-40, Ан-2 и Ан-32.
По всей видимости, первым в скорбном списке потерь армянской гражданской авиации был Як-40 (СССР-87453), совершавший 1 августа 1990 рейс Ереван – Степанакерт. В результате падения по неизвестной причине у села Фарадж Лачинского района НКАО погибли 39 пассажиров и 4 члена экипажа.
Следующий потерей стал Ми-8 (СССР-25646), который упал у Гегамского Хребта 6 февраля 1991 года (командир экипажа Карапетян Э.Р.). Еще одна «восьмерка» (Ми-8Т СССР-25143) «Армянских авиалиний» числится потерянной 14 июня того же года. Экипаж Мушега Антоняна столкнулся около Эребуни с проводами, причем весь экипаж и пассажиры погибли.
Уже в ходе интенсивных боевых действий 18 февраля 1992 года еще один армянский Як-40 над Кельбоджарским районом был обстрелян с земли. В результате попаданий отказал один из двигателей АИ-25, однако опытный экипаж смог произвести успешную посадку.
А 9 мая азербайджанский штурмовик Су-25, пилотированный дезертиром Вагифом Курбановым, перехватил и обстрелял гражданский Як-40. В итоге лайнер был поврежден, экипаж совершил аварийную посадку и хотя никто не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал.
Однако гораздо большие потери понесли гражданские экипажи в зоне другого кавказского конфликта – в Грузии и Абхазии. Первыми стоит отметить события в Южной Осетии. Осенью 1991 года с аэродрома Телави грузинские боевики угнали гражданский Ми-8, который затем использовался для поддержки действий военизированных формирований в зоне столкновений. Вертолет, перекрашенный в зеленый цвет, перебрасывал в зону конфликта людей, оружие, а затем участвовал в налете на райцентр Знаури – правда, дальше автоматного огня с открытой двери дело не дошло. После многочисленных случаев командование дислоцированных здесь частей внутренних войск решило уничтожить вертолет. В ходе организованной засады «восьмерку» подбили, а затем остов уже брошенного в районе села Калети аппарата сожгли. История непонятная – где базировался вертолет, где он обслуживался, и в конце концов кто на нем летал.
Вскоре нашлось применение гражданским машинам и в ходе внутригрузинских «разборок». В декабре 1991 года со стоянки Тбилисского аэропорта мятежники угнали гражданский Ми-6. На тот момент существовало две основные версии этого нетривиального события: либо он был похищен для бегства президента, либо оппозиция решила наносить удары по Дому Правительства с воздуха. Четких сведений о применении и судьбе этого вертолета нет, хотя при штурме Президентского дворца мятежники авиацию все-таки использовали. На борт гражданской «восьмерки» местные «кулибины» загрузили взрывное устройство пристойной мощности и в один из январских дней 1992 года сбросили его на цель. Грохоту было много, а вот толку мало. Дело в том, что здание бывшего республиканского ЦК КПСС было построено еще немецкими военнопленными с соответствующим качеством….
А вот в ходе разгоревшейся войны в Абхазии гражданская авиация понесла значительные потери. Первым в скорбном списке сбитых гражданских машин стал сбитый 24-го мая 1993 года над селом Сакен в верховьях Кодора Ми-6, груженный четырьмя тоннами муки и медикаментами. Вертолет принадлежал испытательному центру ГА РФ г. Балабаново и был арендован черкесской фирмой “Курьер” для перевозок грузов в окруженный грузинами и сванами Ткварчели. Ясное дело что полеты были полулегальными и график пролета никто не с кем не согласовывал. В конечном счете общий бардак фактически и стали причиной гибели аппарата и экипажа из пяти человек.
Абхазский конфликт стал лидером среди войн на постсоветском пространстве по атакам на гражданские суда. Причем стоит отметить, что абхазская сторона делала это целенаправленно.
Начало «охоте» было положено 26 июня 1992 года, когда расчет ПЗРК «Игла» в районе Адзыбжа в 18:10 ракетой поразили грузинский гражданский Ту-134. Только благодаря умелым действиям экипажа самолет смог произвести посадку на аэродром Дранда, однако восстановлению уже не подлежал.
За следующий месяц отмечен только один аналогичный случай: 21 июля ракетой ПЗРК с абхазского катера, находящегося в 2 милях от берега, был поражен Ту-154, перевозивший раненых солдат и беженцев в Грузию. В воздухе загорелся двигатель, однако снова отличная подготовка экипажа спасла лайнер и пассажиров.
Однако ровно через два месяца произошла настоящая трагедия – 21 сентября в 16:25 при подлете к аэропорту Сухуми ракетой ПЗРК “Стрела-2” был сбит Ту-134А (СССР-65893 заводской 5340120) авиакомпании “Трансэйр Джорджия”, совершавший рейс Сочи-Сухуми. Упавший в море недалеко от дома отдыха «Литературной газеты», самолет стал могилой для 28 человек (в их числе экипаж из 6 человек). Среди погибших оказались российские и иностранные журналисты. В другое время этот инцидент вызвал бы бурю негодования, но в конце сентября 1993-го российское руководство было всецело поглощено “разборками” между президентом и Верховным советом. На то, что в этот момент в Абхазии, почти никто не обращал внимания.
На следующий день ракетой ПЗРК был поражен Ту-154Б (СССР-85163, заводской 76А-163), совершавший рейс из Тбилиси с солдатами на борту. Хотя экипаж смог посадить самолет в аэропорту, однако вспыхнувшие топливные баки стали причиной гибели 104-х пассажиров и членов экипажа.
23 сентября грузинский Ту-134А (СССР-65001, заводской 42235 а/к “Трансэйр Джорджия”) был обстрелян расчетом БМ-21 «Град» в тот момент, когда на него грузились беженцы. Хотя пассажиров успели вовремя эвакуировать с летного поля, но один член экипажа все же погиб.
По всей видимости, это был последний лайнер, потерянный грузинами в этой войне и крайний из числа потерянных гражданских самолетов в результате войн на территории СНГ.
В отличии от других конфликтов, в ходе гражданской войны в Таджикистане гражданская авиация почти не пострадала, хотя исламистами были захвачены аэропорты в Хороге и Худжанде (Ленинабад). Боевики пытались использовать авиацию для перевозки грузов и личного состава – так в Худжанде в срочном порядке стали готовить к полетам простаивавший Ан-24, но последовавшее контрнаступление правительственных сил не позволило осуществить эти планы. Сам аэропорт был отбит практически без боя – авиатехника не пострадала (только шальная пуля пробила отверстие в хвостовой части одного Ан-24 и на летном поле разорвалась граната РПГ).
Более драматично развивались события в Хороге – отступавшие боевики решили эвакуироваться воздушным путем и 28 августа 1993г. под угрозой оружия был принужден к взлету экипаж Як-40 (СССР-87995, заводской 9541944), при этом в салон самолета набилось более 80 человек! Экипаж попытался совершить самоубийственный взлет, но тяги двигателей не хватило и самолет рухнул на склон горы, похоронив 87 человек…
Несколько ранее – 17 июня 1993 года – у Чопорти разбился правительственный Ан-26 (СССР-26035), выполнявший грузовой рейс. Причины так и остались неизвестными, погибло 40 человек.
Досталось гражданским авиатором и в ходе Чеченских войн. К моменту прихода Дудаева к власти в столичном аэропорту размещались самолеты Грозненского Авиаотряда, имевшего крупный парк сельхозавиации из 28 Ан-2 и 5 пассажирских Ту-134А (СССР – 65014/65030/65075/65896). Кроме того, в аэропорту “осели” Аэрофлотовские Ту-154Б-2 (RA-85298 серийный 78А298, принадлежавший Внуковскому авиапредприятию самолет совершил аварийную посадку в Грозном 25 декабря 1993г.) и Ту-134 (RA-65858 серийный 23256). С обострением конфликта применять гражданские аппараты в военных целях при наличии сотен L-29 и L-39 не имело смысла, тем не менее, с их участием отмечено пару инцидентов. Так, 21 сентября 1994 года Ан-2, выполнявший полет в окрестностях Грозного, попал под обстрел бойцов антидудаевской оппозиции. В результате самолет был потерян, а экипаж из двух человек погиб.
25 ноября 1994 года на аэропорт Грозного совершила налет пара Ми-24 оппозиционеров (фактически российские машины, пилотированные российскими же вертолетчиками), в результате летчики заявили об уничтожении пары Ил-76, разгружавших боеприпасы и нескольких других самолетов (Ан-2?). Данное заявление выглядит весьма сомнительно – после взятии Грозного обломков Ил-76 в Грозном не было, но вот парк Ан-2 сократился к декабрю 1994 года до 12 самолетов. 1 декабря 1994 г авиация ЧР перестала существовать – в результате удара штурмовиков Су-25 на земле были уничтожены все гражданские самолеты – 1 Ту-154, 6 Ту-134 и 12 Ан-2.
Однако вероятно, что часть самолетов была все таки перегнана в соседние республики, так как на протяжении обеих войн российские военные отмечали пролеты неопознанных Ан-2. Мало того, с этими рейсами пытались бороться, что по крайней мере в одном случае привело к трагическому исходу.
14 июня 2001 года в 16 часов 10 минут дежурному по аэродрому Моздок поступила боевая задача по обнаружению и уничтожению низколетящей нескоростной воздушной цели (самолет типа Ан-2), следующей по Аргунскому ущелью от границы с Грузией на север. Хотя метеоусловия не позволяли выполнить поставленную задачу (в районе боевых действий была 10 бальная облачность с нижним краем 1500м, верхним краем 2500м) тем не менее подполковник Якименко Ю.Н. принял решение вылететь на перехват. При этом снаряжение ни ведущего пары Су-25 (4 блока НУРС Б-8), ни зарядка ведомого (4 бомбы ОФАБ 250-270) не соответствовала характеру цели, мало того ведомый капитан Подситков О.А. не имел допуска на перехват низколетящей нескоростной воздушной цели.
Все эти обстоятельства, а так же рельеф района и предполагаемая высота полета цели не позволяли выполнить боевую задачу. После взлета пара штурмовиков под облаками проследовала до входа в Аргунское ущелье (имеющее неофициальное название Волчьи ворота), снизилась на высоту 800м и вошла в ущелье. При этом отметка на пункте наведения Моздок была потеряна. В 16 ч 51 м ведущий доложил об ухудшении метеусловий, а через две минуты прошел доклад от ведущего группы о прекращении выполнении боевой задачи и переводе в набор высоты. Больше пара на запросы с земли не отвечала. Проведенные по «горячим следам» поисковые мероприятия результатов не дали. Место катастрофы капитана Подсидкова было обнаружено только 16 июня, а подполковника Якименко – вообще аж 20 июня. А официальных бумагах причиной потери указано столкновение самолетов с рельефом местности.
Пару раз доставалось и Российской гражданской авиации в регионе. Так, в «межвоенный» период, а точнее 20 октября 1998 года, Ми-8МТВ-1 (RA-25492 серийный 95637), выполнявший обычный транспортный рейс по маршруту Махачкала – Мехеш – Владикавказ, был обстрелян с территории непризнанной республики из ДШК. Несколько пробоин получил подвесной топливный бак, а одна пуля прошила кабину. А 3 апреля 1999г. в районе границы с Чечней из ЗУ-23-2 был обстрелян летевший в Махачкалу рейсовый Ан-24, на этот раз обошлось без повреждений.
В целом отметим, что в ходе всех конфликтов на территории бывшего СССР было потеряно немало гражданской авиатехники, причем гражданские летчики проявили изрядное мужество.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.