Помните старый классный фильм «Разборка в Маленьком Токио»? Там Дольф Лундгрен спасает Тиа Каррере от якудзы, а потом, уходя по делам, дает ей дробовик и говорит….
– Стреляй во все, что движется.
– И в тебя?
– Меня ты не увидишь…
Нет, речь пойдет не об упадке современного кинематографа и утраченном искусстве снимать крутые боевики с пафосными one-liner’ами. Речь пойдет о простоте поведенческих алгоритмов в вопросах самообороны.
Оцените элегантность формулировки: двигается – стреляй. Без всяких «если то», «в случае того», «после того как».
Каждый дополнительный пункт инструкции снижает вероятность ее выполнения в стрессовой ситуации неподготовленным человеком. В частности – ребенком.
Сложное – не работает. Работает – простое.
У меня просто сегодня в ленте вылез вечный вопрос каждой мамы: чему научить ребенка, чтобы его обезопасить. Коллективный разум Фейсбука накидал массу ответов, и в этом кроется подвох.
Важно не только то, чему надо научить. Еще очень важно чему НЕ НАДО учить. Чтобы не забивать ему голову ерундой. И если ваш ребенок не Дольф Лундгрен – инструкции должны быть предельно простыми и понятными.
Например. Есть такой совет. «Придумайте пароль для ребенка». Дескать, если незнакомый взрослый скажет пароль – ему можно доверять. Не скажет – нельзя. Круто, да? Как в кино про Штирлица.
Но есть три момента.
Первый. У каждого пароля есть самый страшный враг – склероз. Ребенок пароль забудет. Как профессор Плейшнер.
Второе. Знают двое – знает и свинья, как говаривал папаша Мюллер.. Кто-то подслушал ваш пароль? Ребенок разболтал? Поздравляю, теперь незнакомый взрослый обладает неограниченным кредитом доверия.
Третье. Вы как себе вообще представляете ситуацию, когда вы подошлете незнакомого взрослого к ребенку с паролем? «Коллега, вы не могли бы забрать мою дочку из садика, пароль – «Рыба-меч», а то мне к косметологу» – так? Или – «Сосед, забери спиногрыза из песочницы, пароль «У вас продается славянский шкаф»? Или «Молодой человек, вы не могли бы вынуть мою дочку из фонтана, пароль – «мамадура» с маленькой буквы без пробела»?
Какая может быть причина НЕЗНАКОМОМУ взрослому вступать в коммуникацию с вашим ребенком?!
Хотите научить ребенка паролю? Пожалуйста. Универсальный пароль для общения с незнакомыми взрослыми на улице:
– НЕ ТРОГАЙ МЕНЯ!
Именно так, капслоком. То бишь орать громко и с нотками истерики в голосе.
Обрывать общение до его начала. Ломать шаблон. И рвать дистанцию, то бишь – бежать. И не просто бежать, куда глаза глядят. Бежать к знакомым взрослым. Бежать в людное место. Бежать к людям в форме. Бежать к семейным парам (самец homo sapiense в присутствии самки более склонен к проявлениям героизма, в частности, защиты чужого детеныша).
Не удалось убежать? Догнал, поймал?
Орать.
– ЭТО НЕ МОЙ ПАПА! ПОМОГИТЕ! МЕНЯ ПОХИЩАЮТ!
И давить тревожную кнопку на телефоне. Да, кнопку. На старой «Нокии». Которая не разряжается. И на этой кнопке – быстрый набор папы-мамы. А на запястье ребенка – браслет с GPS. Продается на алиэкспрессе, стоит три копейки.
Перебор? Неадекватная реакция?
А вы погуглите «социальный эксперимент похищение детей». Как взрослые дяди уводят детей за две-три минуты. «Там котенок на дереве». «Твоя мама в больнице». «Ты выиграл планшет»…
Поймите, как только ребенок вступает в разговор со взрослым – он уже проиграл. Взрослый ребенка заболтает всегда. Они это умеют. Он будет обаятелен, харизматичен, чуточку беспомощен, а главное – опытен в этих вопросах. В отличие от ребенка.
Единственная возможная форма диалога ребенка с незнакомым взрослым – полное отсутствие любого диалога.
Пароль-шмароль… «Двигается – стреляй». С тобой пытаются заговорить – уходи. Сразу. Невежливо, по-хамски, разворачивайся и уходи.
Не хотите растить маленького хама-социопата? А морги обзванивать хотите?
Знаете, каких детей никогда не похищают? Уличных попрошаек и воришек. Потому что они незнакомого дядю сначала шилом ткнут, а потом деру дадут.
Потому что выросли они на улице, в суровых условиях естественного отбора, и иллюзий насчет людей не питают.
В нормальных же семьях ребенка растят в условиях тепличных, от ужасов всяких стараются огородить – и это правильно ровно до тех пор, пока ребенок не начинает самостоятельно взаимодействовать с реальным миром. И вот тут его пора учить, что в мире есть плохие люди, которые совершают плохие поступки. Чем раньше начнете учить – тем лучше усвоится материал.
Но – опять три момента.
Первое. Ребенка (как и взрослого) нельзя научить личной безопасности. Типа «я ему рассказал, он теперь знает». Ни фига. Безопасность – это процесс, а не результат. Это надо тренировать постоянно.
Второе. Лучше всего учить личным примером. Если вы переходите улицу на красный свет («а че стоять, если машин нет») – он будет делать то же самое, что бы вы ему не говорили.
Третье, следующее из второго. Безопасность ребенка – элемент общей комплексной системы «Безопасность семьи». Если папа – беспомощный тюфяк, не способный ни гаркнуть, ни по морде дать, а мама – беззаботная клуша, втыкающая в телефончик, о какой вообще безопасности ребенка можно говорить?
Так что, дорогие родители, начните с себя и keep it simple! Не забивайте ребенку голову «паролями» – лучше объясните ему (и уразумейте сами), что мир вокруг – опасное место, и лучше перебдеть, чем умереть!
Автор: А. Фарб. Президент Федерации “Крав мага Украина”.