Уже год прошел как Донецкий аэропорт был потерян украинской стороной и стала крылатой фраза – ” Киборги выдержали – не выдержал бетон”(с). Об этом много написано, и эта трагедия и потерянные жизни защитников ДАПа навсегда останутся в нашей памяти. Но вот как все начиналось многие уже и не совсем помнят. Эта статья переносит в те дни когда долгая эпопея за аэропорт только начиналась. Май 2014 года…
В истории войны на Донбассе события 26 мая 2014 года в аэропорту Донецка вошли как одна из первых побед украинской армии, одержанная благодаря слаженности и координации усилий разных родов войск.
Для боевиков эта стало первым серьезным поражением, после которого в Россию массово пошел поток «Грузов 200». Таким образом, бой стали мифом для обеих сторон. Попробуем восстановить непротиворечивую хронологию событий.
Аэродром в городе Сталино начал функционировать в 1933 году. Однако на протяжении всей советской истории он был заштатным – самый длинный маршрут пролегал аж в Старобельск (Луганская область) –160 км от аэропорта.
«Второе дыхание» в аэропорт вдохнуло проведение Евро 2012 – под чемпионат была построена новая полоса и терминал с пропускной способностью в 3100 пассажиров в час. Тогда же ДАП получил и собственное имя – в честь известного композитора прошлого века уроженца Донбасса Сергея Прокофьева.
Однако вложение денег себя на 2014 год еще не оправдало – кроме чартеров Ахметова и компании, десяток авиакомпаний летали в Киев, Москву и на турецкие курорты. В Европу и дальше – только один рейс, на Мюнхен.
В целом аэропорт представлял собой заманчивую цель для боевиков, поэтому с негативным развитием ситуации в конце апреля сюда был переброшен сводный отряд спецназа из состава 3-го (кировоградского) полка ГУР МО Украины.
Как вспоминал впоследствии непосредственный участник боя, командир отделения 3-го полка специального назначения, кавалер ордена «За мужество» III степени Юрий Савельев: «Наша задача заключалась в охране аэропорта от возможных атак боевиков. Разместили нас в старом терминале, новый терминал еще продолжал работать. Особых условий у нас не было. Еды и воды не хватало, спали, не раздеваясь, прямо на полу, на плитке. Хотя использовали и «спальники», и карематы, все равно было достаточно холодно. Режим службы тоже не назовешь удачным: сутки стояли на постах, сутки отдыхали». Добавим, что отряд состоял из 80 человек и имел на вооружении только легкое стрелковое вооружение и три ЗУ-23-2 (которые разместили прямо на летном поле).
При этом аэропорт продолжал функционировать, принимая и отправляя рейсы.
Тем временем, в Донецке полустихийно стали создаваться вооруженные отряды. Самым крупным из которых к середине мая стал так называемый «Батальон Восток», который возглавлял бывший командир донецкой группы «Альфа» СБУ А. Ходаковский. Именно его формирование и стало основной ударной силой событий 26 мая.
Своих сил было явно недостаточно, поэтому он взял под свое командование сводный отряд российских «добровольцев» численностью 120 человек, который прибыл в Донецк из тренировочного лагеря в Ростовской области 25 мая.
План операции в понимании Ходаковского был очень прост – пользуясь личным знакомством с начальником охраны аэропорта, тоже СБУшником, взять под контроль основной терминал и потом измором взять спецназ. По всей видимости, о возможности активного сопротивления в таком достаточно дорогом объекте с непредсказуемыми результатами речи не шло.
Примерно в три часа ночи 26 мая передовой отряд боевиков численностью в 80 человек частично занял здание нового терминала. Проход им обеспечил сотрудник департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Управления СБУ в Донецкой области Александр Головура.
Опять таки обратимся к воспоминаниям Савельева: «Когда рассвело, стало отчетливо видно, что терминал занят вооруженными людьми. Вооружены боевики были, насколько можно было увидеть, автоматами и гранатометами. Еще у них был миномет. Были среди них и такие бородатые дядьки с оружием. Потом к терминалу стали подъезжать КамАЗы, на которых прибыла новая, достаточно большая группа боевиков. Они стали таскать из машин в терминал оружие. По всему было видно, что они готовятся к бою. Общая численность боевиков, занявших новый терминал, визуально составляла где-то человек 200 минимум. На самой крыше терминала расположилось около десяти боевиков».
С 7 часов утра прекратилось обслуживание регулярных рейсов, пассажиры покинули аэропорт.
После доклада на верх украинское командование, осознав, что для удержания аэропорта сил явно недостаточно – приняло решение усилить группу, перебросив вертолетами группу бойцов 8-го полка спецназа. При этом «кировградцам» была поставлена конкретная задача – прикрыть вертолеты и в случае попытки поражения, подавить огнем боевиков.
Около 13.00 в районе появились два транспортных Ми-8 под прикрытием пары Ми-24. По словам очевидцев практически сразу по ним был осуществлен пуск ракеты ПЗРК со стороны нового терминала, причем вертолет получил повреждения, однако смог сесть и высадить десант. В ответ спецназовцы открыли снайперский огонь (по их словам были убиты оба стрелка ПЗРК). Впоследствии пытаясь оправдать свои высокие потери, боевики пустили расхожую сказку, по которой у бойцов «Востока» на вооружении ПЗРК и не было – вернее они были, но с собой на операции они их не взяли. Это не соответствуют действительности, так как в числе трофеев украинских военных в новом терминале была и отстрелянная туба ПЗРК «Игла-1».
Завязался упорный бой, причем с терминала боевики почти не стреляли, основной огонь был из близлежащей посадки. Для поддержки зачистки аэропорта было принято неоднозначное решение на применение авиации, хотя было ясно, что без разрушений в таком случае не обойтись.
Вскоре по аэропорту отработал одиночный Су-25 и пара Ми-24, причем работали достаточно ювелирно – только НАРами и пушечным огнем. Благодаря четкой координации с крыши нового терминала боевики были буквально сметены, хотя людских потерь было немного – по некоторым данным у боевиков было двое убитых и несколько раненных.
«Потом мы пошли на зачистку терминала. Он был изрядно разбит в ходе боя, полы были усеяны стеклом, из пробитых труб текла вода, кое-где была кровь. Тел боевиков мы там не обнаружили, хотя запах, такой тяжелый, был. На крыше терминала я лично видел вырванные из тела куски мяса – последствия удара с воздуха».
Активная фаза боя продолжалась где-то около двух часов – с 13.00 до 15.00. Однако к этому моменту для деблокирования аэропорта стали собираться вооруженные группы со всего Донецка. Таким образом, в районе ДАПа оказались боевики трех формирований (Бородая, Здрилюка и Пушилина), а также харьковского «Оплота». Координации между ними не было, что в итоге и привело к многочисленным случаям «дружественного огня». Хаоса добавляли и украинские снайперы, которые били с территории аэропорта.
Только к 18:30 было принято решение (вероятно, Ходаковским) об отходе. Однако к тому времени, из четырех КАМАЗов, на которых боевики прибыли, остались только два, поэтому было решено грузиться по максимуму, оставить группу прикрытия (которая потом без потерь отошла по «зеленке) и уезжать в сторону Донецка.
То, что произошло дальше, описал один из выживших боевиков: «Наш «КамАЗ» вылетает из терминала, и мы начинаем стрелять во все стороны, в воздух, кругом открытая местность, проехали по трассе 4-5 километров от аэропорта в сторону города, расстояние между машинами где-то метров пятьсот — шестьсот. Два «КамАЗа» едут и палят без остановки. Страшное зрелище! Правда, я перестал стрелять, увидел, что никого нет вокруг.
Когда мы стали въезжать в город, вдруг видим — на дороге стоит наш первый «КамАЗ». Я не понял, почему он остановился. Мимо едут машины, даже люди ходят, это уже окраина Донецка. Мы пролетели на сумасшедшей скорости, я не успел разглядеть, кто-то еще стрелял. Через пятьсот метров из гранатомета подбили нашу машину, снаряд попал под кабину водителя, мы перевернулись. Нам, как оказалось, повезло, мы вылетели с борта, ушиблись, но без переломов. Ту машину, которую подбили первой, добивали из пулеметов перекрестным огнем, по ребятам стреляли снайпера, погибли три десятка человек, не меньше. По нам тоже стали палить откуда-то, я бросил пулемет, схватил одного раненого парня, он был из Крыма, потащил на себе, бежал тупо по дворам. Ко мне присоединился наш фельдшер, у него был автомат, я взял оружие и еще пострелял по сторонам, по крышам и бежал дальше с этим раненым».
Так как украинских военных в том направлении просто не было, то как потом оказалось, оба грузовика расстрелял один из отрядов боевиков (это были ранее отступившие «востоковцы»), так как получили по рации сообщение, что со стороны ДАП в город входит мифическая «Нацгвардия» (тогда это было эдаким жупелом). Уверенные в своей правоте, боевики буквально изрешетили КАМАЗы.
Вот как вспоминал один из боевиков группы прикрытия: «Пройдя приблизительно 1,5 км мы вышли к Путиловскому мосту. Перед ним стоял расстрелянный КаМАЗ с группой Искры. Около него находилась группа вооруженных людей, которые обозначали себя как 4-й взвод батальона «Восток». На мой вопрос одному из группы «Как это произошло?» мы услышали приблизительно следующее: «Нам сообщили по радиостанции, что к нашему блокпосту, на КаМАЗе движется группа боевиков «Правого сектора». При приближении они открыли по нам огонь из автоматического оружия и стали бросать в нас гранаты, на что мы открыли ответный огонь, и уничтожили их».
«Кировоградский» спецназ держал новый терминал еще три дня. Потом в аэропорт стали завозить бронетехнику, вошли армейские подразделения. И бойцов двумя бортами перебросили сначала в Днепропетровск, а затем в район Славянска.
В целом можно отметить, что результате боестолкновения контроль над аэропортом сохранился, при этом сторонники «ДНР» по самым скромным подсчетам потеряли более 50 человек убитыми (наши потери – два легкораненых). В ходе боя был уничтожен пассажирский Як-40 (б/н UR-MMK), принадлежавший ММК им. Ильича.
С 3 июня 2014 года Государственная авиационная служба Украины отозвала сертификат эксплуатанта аэропорта. Остававшиеся в аэропорту гражданские самолёты были переведены в другие украинские аэропорты.
Впереди еще были долгие месяцы осады ДАП, но это уже совсем другая история.
Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.