Головна / Статті / Авторські блоги / Первая большая кровь: гибель житомирских десантников 13 мая 2014 года под Октябрьским.

Первая большая кровь: гибель житомирских десантников 13 мая 2014 года под Октябрьским.

Война на Донбассе весной 2014 года носила все признаки антитеррористической операции. Противник украинской армии имел только легкое стрелковое вооружение, практически полностью отсутствовала бронетехника (несколько захваченных БМД десантников не в счет ввиду отсутствия на тот момент большого количества боеприпасов). Поэтому вполне естественно, что основной формой боевых действий отрядов «сторонников федерализации» было стояние на импровизированных блок-постах и засадные действия. Характерным эпизодом стала засада на тыловую колонну 95-й (житомирской) аэромобильной бригады 13 мая 2014 года.

2222Воспользовавшись достаточно «жидким» окружением Славянска, в ночь с 12 на 13-е мая группа боевиков численностью до двадцати человек просочилась сквозь периметр оцепления и выдвинулась к селу Октябрьское (20 км от Краматорска). По всей видимости, бойцы имели немалый боевой опыт, в их распоряжении были свежие разведданные и проводники из местных жителей. Иначе сложно объяснить, почему они смогли выбрать для засады весьма удачное место – мост перед Краматорским водохранилищем.

Тут боевики разделились: за мост и назад вдоль дороги были отправлены две пары наблюдателей с УКВ-радиостанциями, а остальные участники засады рассредоточились перед мостом в «зелёнке» по одну сторону от дороги.

В районе 12:30 группа, отправленная назад, сообщила о появления небольшой маневренной группы 95-й отдельной аэромобильной бригады – два БТР и 3 ГАЗ-66 с минометами в кузове. Естественно, что на подъезде к мосту мангруппа сбросила скорость, предоставив возможность для нападения. Вполне вероятно, что в 20 км от Краматорска «десантура» чувствовала себя в «глубоком тылу» и наблюдения не вела вообще…

Первой же гранатой из РПГ была подбита первая в колонне «восьмидесятка», которая заблокировала дорогу на мост всей колонне.

Как вспоминал старший сержант Вячеслав Кубрак, который был в головном БТР: «Я находился на месте наводчика. Командира взвода, старшего лейтенанта Виталия Дульчика, выбросило из машины после попадания из гранатомета. Повернуть башню и открыть огонь я не мог, потому что на броне находились раненые».

Его воспоминания дополняет младший сержант Ярослав Голяченко: «В момент попадания снаряда по машине я находился сверху на броне. Меня спасло только то, что гранат попала с другой стороны. Трех моих товарищей не стало в ту же минуту. Боевики вели огонь очень прицельно. Три пули прошили меня навылет. Я упал на землю».

Одновременно с подбитием БТРа, нападавшими был открыт шквальный огонь из всего наличного стрелкового оружия. Идущий вторым БТР, протаранил головной бронетранспортер, столкнул его с дороги влево и разблокировал дорогу.  Однако в БТР попала граната прямо в моторный и проехав еще метров 20 машина остановилась.

3333

Это был самый критический момент боя – десантники в двух БТР оказались фактически заблокированными и представляли собой прекрасную мишень. Однако водитель головного БТРа солдат Сергей Соловьев каким то чудом смог запустить двигатель и теперь сам спас своих спасителей, вытолкнув их машину из зоны обстрела (выжившие говорили, что толкал его около километра!)

Следующие за ним три ГАЗ-66 остановились и тут же попали под шквальный огонь. Водитель одного из «шестьдесят шестых» направил машину вниз, к озеру, а две другие, на которых находились минометы 2Б9 «Василек», обошли подбитый БТР и попытались двигаться дальше. Но, от попадания трассирующих пуль начали гореть имущество и боеприпасы, находившиеся в кузовах. В одной из машин пожар вскоре угас, а вот другая сгорела дотла.

Боевики, строго по военным наставлениям, не стали добивать экипаж и десант первого БТР и максимально быстро покинули место нападения (по сообщениям местных жителей – на двух «Газелях» и «Жигулях»).

4444Естественно, что поиск нападавших подошедшими резервными группами ничего не дал. При осмотре местности спецназом (переброшен на вертолетах Ми-8 7-го полка армейской авиации) и бойцами 95-й бригады вокруг села были обнаружены несколько мест возможной засады, а также найдены два гранатомета, один из которых был еще в герметичной упаковке, а второй – во взведенном состоянии.

Наши потери в этом бою составили шесть человек убитыми и восемь раненными. По сообщениям СМИ сепаратистов в том бою группа боевиков потеряла убитым одного человека (дезертир из 25-й бригады, сам родом из Днепропетровска), еще один был ранен.

Вообще стоит отметить, что отношение к дезертирам, которые еще в начале войны перешли на сторону террористов в 25-й бригаде особое – им никогда не простят.

По словам замполита 1-го батальона: «Дела против них заведены. Если тех ребят найдут, даже через 10 лет их посадят. Потому что они предатели Родины. Присягу надо выполнять. У них два пути – или их там где-то среди террористов «вальнуть», или тюрьма.

Этим людям теперь лучше не показываться на глаза нашим ребятам, которые за Донбасс кровь проливали. Даже после того, как мы закончим службу. Мы с ними жили рядом, вместе служили, «ели из одной ложки», а они перешли с оружием на ту сторону и стреляют по своим, и если они попадутся на глаза нашим ребятам, я этим людям не завидую. У них нет дороги на Украину».

Вообще после разгрома колонны под Октябрьским украинскими военными были приняты меры по упорядочиванию движения воинских колонн, обязательным стало наличие боевого охранения. Этот тот боевой опыт, за который приходилось платить дорогой ценой.

1111

Военнослужащие 95-й аэромобильной бригады, погибшие в бою 13.05.2014 г.

  1. Капитан Заброцкий Вадим Иосифович, 17.06.1979 г.р. Похоронен в селе Свитын Житомирского района. Остались жена, две дочери 2004 и 2005 г. р.
  2. Старший лейтенант запаса Дульчик Виталий Георгиевич, 30.04.1986 г.р. Похоронен на военном кладбище в Житомире. Осталась жена.
  3. Младший сержант запаса Хрущ Сергей Юрьевич, 03.10.1975 г.р. Похоронен в селе Верховня Ружинского района. Остались жена и двое детей.
  4. Сержант запаса Рыжий Виталий Валентинович, 31.08.1984 г.р.  Похоронен в поселке Головино Черняховского района. Осталась жена и сын.
  5. Старший солдат Якимов Александр Валерьевич, 04.06.1993 г.р. Похоронен в селе Кулиничи Харьковской области. Осталась жена и новорожденный сын.
  6. Сержант запаса Славицкий Олег Викторович, 09.08.1975 г.р. Умер (при транспортировке вертолетом) от полученных травм. Похоронен в селе Звездное Ружинского района. Остались жена и двое детей.

Автор: Михаил Жирохов. Военный историк. Ексклюзивно для ВПЦ “3-й полк”.

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Структура “отделение-взвод” – опыт ВДВ СССР. Раунд 5

Сначала договоримся о терминах. В ВС СССР были десантные части двух типов – парашютно-десантные и ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *