Головна / Статті / Авторські блоги / Сирийские долгожители: «Газели» в составе ВВС Сирии

Сирийские долгожители: «Газели» в составе ВВС Сирии

Гражданская война в Сирии, которая идет уже пять лет, потребовала от вооруженных сил страны напряжения буквально всех сил. Неудивительно, что в бой пошли и раритеты тридцати – сорокалетней давности. В их числе и легкие ударные вертолеты SA-342 «Газель».3333

В начале 1970-х годов Ближний Восток был «горячей точкой» на карте мира ввиду непрекращающегося противостояния Израиля и арабского мира. Последних активно поддерживал Кремль, прежде всего поставками оружия в кредит. Тем не менее, на вооружении арабских стран находилась и техника западного производства. Наиболее характерными в этом отношении были ВВС Сирии, где наравне с советскими самолетами и вертолетами летали и западные образцы.

После провала переговоров о поставках ударных вертолетов Ми-24 (которые на тот момент поставлялись только в страны Варшавского договора), Дамаск вышел на французских производителей.  И уже в 1977 году был подписан контракт (завершен к 1979 году) на поставку 46  SA-342 «Газель»: 30 модификации SA-342К с ПТУР AS-12 и 16 SA-342L с более совершенными ракетами HOT.

К началу очередной войны с Израиле в 1982 году ВВС Сирии располагали одной авиабригадой трехэскадрильного состава (976-я, 977-я, 988-я), вооруженной  «Газелями».  Естественно, что машины активно применялись, тем более, что  они на тот момент были единственными противотанковыми вертолетами местных ВВС. Только полученные Ми-25 еще не были достаточно освоены летным составом.

Пятая арабо-израильская война развернулась в Ливане, который являлся базой для боевиков ООП (Организации Освобождения Палестины), которые создали здесь свою полурегулярную армию с танками, артиллерией, тренировочными базами и складами.

Естественно, что постоянно север Израиля кошмарили артиллерийскими налетами и рейдами. В ответ израильтяне естественно проводили контрмеры, которые выливались даже в полноценные вторжения сухопутных войск (как было, например, в 1979 году, когда была проведена операция «Литани»).

Однако только к лету 1982 года израильское командование решилось на кардинальные шаги – полномасштабное вторжение с целью передачи власти христианам – свои естественным союзникам. Планом предусматривалось взятие столицы государства Бейрута, при этом по непонятной причине считалось, что сирийцы не вмешаются. Это было весьма странно, так как в Ливане находился мощный сирийский контингент и вообще Дамаск считал Ливан частью «большой Сирии», по недоразумению ставшим независимым.

5555К 6 июня для ливанской операции были сосредоточена крупная группировка при поддержке 1000 танков и авиации. Практически сразу после начала активных боевых действий в южный Ливан сирийцы для поддержки своего контингента (две механизированные бригады) выдвинули 1-ю танковую дивизию (около двухсот танков Т-72) при поддержке большого количества пехоты.

Развитие наступление неизбежно привело к прямому столкновению сирийской и израильской армий. И конечно при таком просто огромном количестве бронетехники цели для сирийских вертолетчиков нашлись очень быстро.

Дебют «Газелей» в войне состоялся 8 июня, когда звено «Газелей» в районе горы Джебель Шейх пыталось с малой высоты атаковать израильскую бронегруппу, которая наступала вдоль сирийской границы к стратегическому шоссе Бейрут-Дамаск. Ближе к вечеру объектами для атак вертолетов стали механизированные части в районе дорог между Шааба-Рашадия и Барук-Эйн Дара и Хуш А-Даниба. Во всех случаях потерь у израильских военных не было.

Более успешными были действия экипажей «Газелей» 9 июня. Сначала утром (примерно в 9:30) удару подверглось противотанковое подразделение парашютной бригады, потери составили несколько «джипов» М-151 с ПТУР TOW.

А после обеда (около 15:30) под раздачу попали танкисты 162-й дивизии. И снова шедшие на марше «Меркавы» понесли потери. В израильских источниках зафиксированы попадания вертолетных ПТУРов как минимум в две машины. При этом броня одного из танков была пробита (двое танкистов погибло). Ответным огнем один из атакующих вертолетов был сбит.

Вообще 9 июня было переломным днем в операции – израильтяне провели крупную операцию против развернутой в долине Бекаа сирийской группировки ПВО, фактически разгромив ее и нанеся поражение «ослепшей» сирийской истребительной авиации. Израильтяне захватили полное превосходство в воздухе над Ливаном.

Об этом написано много, однако что касается темы статьи, то тут мы должны отметить, что полеты сирийских вертолетчиков в ливанском небе стали небезопасными и по некоторым данным одна из «Газелей» в тот день была сбита израильским истребителем.

Для сирийских вертолетчиков наиболее напряженным стало 10 июня.

2222Сначала вертолеты были брошены для парирования удара 162-й дивизии в районе долины Бекаа. Однако тут натолкнулись на сильную армейскую ПВО в виде ЗСУ М-163 «Вулкан» и ТСМ-20. Итог был для арабов печальный – расчет ТСМ-20 смог серьезно повредить один вертолет (пилот был ранен, но сумел вернуться на аэродром Эль-Меззе).

Затем была целая серия атак сирийских вертолетов в районе высоты «отм.1943» (подбит  «Магах-6» (М-60)), в районе между Эйн-Зхалтой и Азониях (попадания по двум «Меркавам»), под Машгарой (одна «Меркава» была сожжена). Во всех случаях сирийцы обстреливали колонну бронетехники ПТУРами с большой дистанции, при этом потерь у танкистов не было. Однако средства ПВО активно работали, что привело к потере трех сирийских вертолетов SA-342 (один пошел на счет экипажа F-15).

Произошел и масштабный встречный бой 7-й танковой бригады с 58-й танковой бригадой сирийцев, по результатам которого обе стороны заявили об уничтожении десятков вражеских танков. Интересно, что с израильской стороны активно воевали экипажи как АН-1 «Кобра», так и MD-500 «Дефендер» c ПТУР TOW. О потерях сторон точных данных нет – но только расчеты ПТУР TOW из состава 409-й парашютно-противотанковой бригады записали себе в этот день четыре сбитых «Газели», еще одну  сбитый вертолет израильтяне записали на счет своего истребителя F-16.

В целом, по итогам войны сирийцы оказались довольны боевым применением SA-342 «Газель». По сирийским данным вертолетчики совершили порядка 100 – 150 боевых вылетов, записав на свой счет 30 танков, 5 БТР, 3 грузовика, 2 артиллерийских орудия, 9 джипов М-151 и 5 топливозаправщиков.

Потери составили четыре машины – два сбитыми, два севшими на вынужденную и захваченные противником, плюс один поврежденный, но вернувшийся на базу.

1111В свою очередь израильтяне претендуют на 7 уничтоженных вертолета – 2 сбитых истребителями, 1 сбитый 20-мм ЗСУ ТСМ-20, 1 сбит ответным огнем танков и три сбито  ПТУР TOW запущенными расчетами джипов М-151. Вообщем, учитывая градус противостояния довольно близкие цифры, которые позволяют говорить о реально 6 потерянных «Газелях» в ходе войны 1982 года.

Кстати, израильским военным досталось две машины, которые совершили вынужденные посадки: один из них был обнаружен в районе Рашадийа, а второй недалеко от ливанско-сирийской границы. Машины были отремонтированы, некоторое время числились в составе ВВС, а затем один вертолет продали гражданской авиакомпании «Мером», которая имела опыт эксплуатации машин такого типа (до 2001 года выполнял полёты по обслуживанию высоковольтных линий «Электрической компании Израиля»), а второй – отправили в музей, где он находится и поныне.

Информации о дальнейшей службе сирийских «Газелей» достаточно скудна ввиду общей закрытости региона и языковом барьере.

Достоверно известно, что в 1984 году Франция поставила дополнительную партию из 15 SA-342К.

В 2011 году так называемая «арабская весна» докатилась до Сирии. Развитие ситуации было стандартным – протесты населения, неудачные попытки правительства подавить силой, вооруженный мятеж и наконец полномасштабная гражданская война, в которой повстанцы поддерживались разными арабскими силами извне.

Сколько было «Газелей» к началу гражданской войны неизвестно, но вряд ли больше 40 штук, учитывая возраст аппаратов и достаточно скудное общее финансирование ВВС страны.  В отличии от парка  Ми-8 и Ми-24, сколько-нибудь заметной роли в гражданской войне «Газели» не играют и это вполне объяснимо. Если милевские машины широко используются как боевые и транспортные, то легкие противотанковые вертолеты без бронирования в гражданской войне не нужны вообще.

В целом можно смело говорить, что легкие SA-342 «Газель» оказались вполне удачным приобретением сирийской авиации и уже более 35 лет стоят на вооружении. Однако по всей видимости на сегодняшний день реально летающих машин в Сирии практически нет.

Автор: Михаил Жирохов, эксклюзивно для ВПЦ “3-й полк”

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Структура “отделение-взвод” – опыт ВДВ СССР. Раунд 5

Сначала договоримся о терминах. В ВС СССР были десантные части двух типов – парашютно-десантные и ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *