Головна / Статті / Історія / История становление “коммандос”. Продолжение…

История становление “коммандос”. Продолжение…

В 1877 году могущественная Британская империя объявила всю территорию Южной Африки собственностью Британии. Свободолюбивые буры под угрозой оккупации объединились и восстали.

Как писал очевидец, «каждая ферма выставляла своих стрелков», буры, опытные и закаленные снайперы и охотники, начали формировать отряды коммандос. В первом же крупном столкновении британских колониальных войск с бурами у Маджуба-Хил четыреста отборных колониальных стрелков были уничтожены несколькими десятками снайперов, искусно замаскировавшихся в каменистых расселинах. Англичане поняли, что так, наскоком буров не одолеть, и в марте 1881 года было заключено перемирие, которое вылилось в мирный договор между бурами и британской администрацией. Буры получили право основать свои независимые республики – Оранжевую и Трансвааль.

Тогда же коммандо получают статус официальных полурегулярных воинских формирований этих республик. По закону их члены (коммандос) созывались на сборные пункты «в случае необходимости подавления внутренних беспорядков в стране и для защиты Отечества от врагов внешних». Каждый бур-коммандос в случае призыва был обязан являться на военную службу со своим собственным вооружением и снаряжением, за исключением лишь случаев «крайней бедности». Помимо оружия, бур обязан был иметь запас продовольствия, лошадь, а многие приводили на сборные пункты и собственные повозки, запряженные волами.

Вторая англо-бурская война разразилась в 1899 году. Британцы подготовились основательно: несколько полков были переброшены из метрополии и других колоний — Канады, Австралии, Малайзии, Родезии. Однако на первых порах британцы, несмотря на отлаженную дисциплину и тактику, потерпели несколько существенных поражений.

Главным образом из-за психологического настроя: «хорошо обученный солдат не может видеть серьезного противника в конном фермере». Но между тем эти конные фермеры, организованные в коммандо, насчитывавшие от нескольких десятков до сотен и тысяч бойцов, наносили им поражение за поражением.

Вот документальное свидетельство участника той войны: «Их (буров. — Авт.) солдаты были мужественными, выносливыми и сражались с религиозным исступлением. Верхом на низкорослых лошадях, они обладали мобильностью, практически удваивавшей их численность и никогда не позволяющей выйти им во фланг. Как стрелкам им просто не было равных. Добавьте к этому преимущество действовать в привычных условиях, используя более короткие и безопасные коммуникации, и вы поймете, насколько неразрешимая задача стояла перед солдатами империи».

Однако постепенно британцы наращивали численное преимущество, из Индии и других колоний империи были переброшены отборные, проверенные в деле части во главе с опытными военачальниками, которые начали теснить противника на всех фронтах. Африканеры, ввиду своей малочисленности, были вынуждены перейти к партизанской войне. Вот здесь-то их коммандо и показали свою исключительную эффективность. Партизанские отряды состояли из «буров – загорелых, обросших, бородатых фермеров. Это были люди Библии и винтовки, впитавшие традиции партизанской войны. Они, может быть, самые лучшие на земле прирожденные воины, меткие стрелки, охотники, привыкшие к ограничениям в пище и еще более в удобствах. Их манеры и речь грубы, но их можно поставить рядом с самыми дисциплинированными армиями мира…». Буры применяли все известные на тот момент методы партизанской войны: уничтожали небольшие военные отряды и посты, захватывали обозы с продовольствием, перерезали железнодорожные магистрали, лишали британцев источников воды и корма для лошадей, устраивали засады снайперов на машинистов и кочегаров поездов с военными и гражданскими грузами.

В своей тактике буры широко использовали опытных следопытов-разведчиков, отточивших свое ремесло «в охоте на зверей и аборигенов». Те проникали в боевые порядки «фузилерских и драгунских королевских стрелков, принося ценные сведения об их численности, вооружении и настроениях». При этом они часто переодевались в «английское платье, выдавая себя за англичан».

Бойцы коммандо буров с успехом применяли многие приемы обмана противника, которые сегодня вошли в обычный арсенал специальных подразделений мира. Однажды отборный отряд Манчестерского Гордонского полка после продолжительного кровопролитного боя наконец-то взял штурмом укрепленную высоту противника. Английский офицер, возглавивший атаку, с окровавленной саблей первым взобрался на отбитую у африканеров пушку, готовый возвестить о победе, но вдруг услышал сигнал полкового горниста: «Прекратить огонь!», «Всем отдыхать!».

Англичане, привыкшие беспрекословно подчиняться командам, опустили в недоумении ружья. Спустя какое-то время команда горниста повторилась, и «с чувством выполненного долга солдаты» немедленно отступили. Только спустя некоторое время вынырнувший из боевых порядков полковой горнист в исступлении закричал, что сигналил вовсе не он. Оказалось, что бурские коммандос выучили сигналы британской армии и, «озвучив» их в нужный момент, остановили наступление манчестерцев. А когда британские солдаты осознали хитрость и бросились на уже захваченные, но оставленные позиции, их встретили дружные залпы. «Из-за каждого камня стали появляться буры, странные, нелепые фигуры, каждая из которых огрызалась смертоносным огнем».

Англичане высоту все-таки взяли, но их потери благодаря бурской хитрости многократно увеличились. В другом случае оборонявшийся бурский гарнизон выбросил белый флаг и «благородные англичане», вышедшие из укрытий, напоролись на мощный ружейный залп. Известны десятки случаев, когда бурские разведчики успешно пробирались в укрепленные и охраняемые объекты британцев только потому, что «на вопросы солдат отвечали по-английски». Командиры буров уже тогда правильно оценили важность владения языком противника. Они понимали: для того, чтобы выиграть войну, все средства хороши…

После взятия многих укреплений буров отборные королевские стрелки, привыкшие одним своим видом устрашать аборигенов, со слезами на глазах подсчитывали потери: полки после атак часто недосчитывались до трети своего боевого состава. Для многих это было откровением. Ведь перед каждой атакой их командиры, разглядывая противника в бинокль, видели лишь несколько бородатых мужчин с ружьями, «лежащих меж камней и пожевывающих вяленое мясо». А встречали их десятки и сотни. Укрытия буров были настолько совершенными, что один британский офицер, «выпустивший из своего ружья 120 пуль», признался, «что ни разу не увидел, во что бы прицелиться».

Другой британский офицер свидетельствовал: «Буры так умело укрывались, что чаще всего прицеливаться было просто не в кого. Увидеть можно было только ствол винтовки!». Каково же было удивление англичан, когда после успешной атаки, потеряв десятки товарищей, они обнаруживали меж скал «устланные соломой, удобные, с запасом еды и питья» лежбища снайперов, оборудованные путями отхода. И в каждом из них только недавно находился «непреклонный и грозный обитатель», покинувший позицию и оставивший неприятелю лишь «кучу стреляных гильз да огрызки еды». Англичане прозвали такие стрелковые ячейки «гнездами хищных птиц».

Первая часть истории

продолжение следует…

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Акинак — меч скифов

Скифы считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *