Головна / Статті / Техніка для війни / “Леклерк” танковый кулак Франции

“Леклерк” танковый кулак Франции

AMX-56 Леклерк — французский современный основной боевой танк (ОБТ). Создан концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 году.

По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство «Лёклера» не ведётся. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских Эмиратов. До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ.

Leclerc, производимый по заказу французского правительства фирмой GIAT Industries, получил наименование в память о генерале танковых войск времён Второй мировой войны Филиппе Мари де Отклоке, посмертно удостоенного звания маршала Франции и прозванного «Леклерком» в честь французского военачальника конца XVIII века.

Спроектированный ещё в начале 1960-х, танк AMX-30 начал устаревать к середине 1970-х. В 1977 году французские инженеры, опираясь на анализ разработок AMX-30 и иностранных ОБТ («Леопард», «Меркава» и M1 «Абрамс»), предложили проект собственного ОБТ — EPC (фр. Engin Principal de Combat). После сворачивания в 1979 году совместной франко-германской программы разработки унифицированного танка на базе «Леопарда 2», Франция приступила к реализации национального проекта. В отличие от остальных западных аналогов, в нём особое внимание уделялось развитию систем активной защиты (успех не известен), позволяющих конструктивно уменьшить массу танка путём облегчения собственно брони.

Применение автомата заряжания позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить массу брони (примерно на 7 тонн относительно сопоставимых танков других стран), а следовательно — увеличить подвижность машины. Это нетипичное решение для машин блока НАТО, но характерное для советской школы танкостроения. Хотя танковый автомат заряжания был применен, решение об оснащении «Лёклерка» таким узлом было неожиданным и сказалось на стоимости проекта.

Большое количество сложного электронного оборудования обусловило потенциально меньшую надёжность и значительную стоимость танка, что сдерживает как его массовое применение самой Францией, так и экспортные перспективы.

В 1986 году было выпущено 6 опытных образцов нового танка «Леклерк». Финансовую помощь в подготовке танка оказали ОАЭ, заинтересованные в его закупках.

В 1990 году с выпуском первой партии из четырёх «Леклерков» началось серийное производство танка, поступившего на вооружение армии Французской республики в 1992 году. Вторая и третья партии (17 танков) были отозваны по причине выявления конструктивных дефектов. При выпуске четвёртой и пятой партии эти ошибки были учтены и исправлены. В следующей серии выпущенных танков (партии 6-9) особый упор делается на широкое применение электроники в танковых информационно-управляющих системах (ТИУС). Ранее выпущенные танки будут модернизированы в соответствии со стандартами девятой партии.

В 2004 году была представлена новая, десятая, модификация этих танков, отличающаяся новой ТИУС, распознающей дружественные отряды, и новой бронёй. В третьей серии, начинающейся с десятой партии, будет выпущено 96 танков. В 2007 году в строю находилось 355 танков, 320 из них были разделены на 4 полка по 80 единиц. Общая потребность французской армии в этих танках достигает 800—1000 единиц.

2015 — новая программа модернизации, с целью повышения различных характеристик и продления ресурса танка до 2040 г.

Леклерк имеет классическую компоновку, с расположением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. В отличие от подавляющего большинства основных боевых танков НАТО, на «Леклерке» применён автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. В экипаж Леклерка допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя).

Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили уменьшить габариты танка, и использовать массу для защищенности: Леклерк на 8,4 тонны легче американского М1А2 но несёт брони на 5 тонн больше.

Начинка Леклерка может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности — считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд!

Эргономику обитаемых отделений можно определить как «технический гуманизм». Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно бо́льшие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.

Лобовые и боковые стенки корпуса и башни изготовлены из многослойной брони. Принципиальным шагом в обеспечении защищённости машины явилось использованье модульной конструкции бронирования лобовых частей корпуса и башни. Отдельные блоки брони с керамическими элементами могут быть легко заменены в полевых условиях при их повреждении или в случае модернизации.

Французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829A2 — 650…700-мм; от ПТУР”Тоу-2А”- 1100… 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств — 500..600-мм.

Основным оружием Леклерка является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26, с длиной ствола 52 калибра (6240 мм), снабжённая автоматом заряжания и стабилизированная в двух плоскостях. В конструкцию башни также заложен запас для возможности установки перспективных танковых орудий калибра 140 мм.

Наведение пушки на цель осуществляется при помощи системы управления огнём (СУО), интегрированной в танковую информационно-управляющую систему. Система управления огнём включает в себя комбинированный прицел наводчика HL60, панорамный прицел командира HL70, перископические приборы наблюдения командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор пушки, автоматический метеопост, определяющий условия стрельбы, а также компьютер, обеспечивающий согласованную работу компонентов СУО и осуществляющий корректировку наводки с учётом данных метеопоста. Прицел наводчика состоит из дневного оптического канала с увеличением 3,3х и 10х, дневного телевизионного канала с увеличением 10х, ночного тепловизорного канала, лазерного дальномера и дульного визира. Прицел командира имеет лишь дневной оптический канал, с 2,5х и 10х увеличением, изображение ночного канала отводится с прицела наводчика. Система управления огнём позволяет командиру в дневных условиях вести самостоятельный поиск целей и передачу их на прицел наводчика.

Боекомплект пушки составляет 40 унитарных выстрелов, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 18 находятся в барабанной боеукладке в отделении управления, и могут быть перемещены наводчиком в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём. В состав боекомплекта танка входят выстрелы с бронебойным оперённым подкалиберным снарядом (БОПС), индекс выстрела OFL 120 F2, полетная часть из обедненного урана, и с кумулятивно-осколочным снарядом, индекс выстрела OECC, оба выстрела французской разработки, взаимозаменяемые с боеприпасами 120-мм пушки «Рейнметалл». Начальные скорости снарядов указанных выстрелов 1790 и 1100 м/с соответственно. C 2011 года в боекомплект введены осколочно-фугасный EXPL, картечный OEFC с эффективной стрельбой до 400 м. С 2016 введён снаряд HE M3M, с программируемым взрывом в трёх режимах.

Автомат заряжания размещается в кормовой части башни в изолированном отсеке, снабжённом вышибными панелями и представляет собой ленточный конвейер, обеспечивающий пушке техническую скорострельность до 15 и практическую — до 10-12 выстрелов в минуту, как места, так и в движении.

В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнём; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар»; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет её пеленгацию. ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке.

После модернизации тепловизор «Атос», стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду.

На Леклерке устанавливается V-образный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения, производства финской фирмы Wärtsilä, модели V8X 1500, развивающий максимальную мощность в 1500 л. с. при 2500 об/мин. V-8X оснащён турбокомпрессором «Гипербар», приводимым отдельным газотурбинным двигателем, который может использоваться также независимо от основного двигателя для привода электрогенератора. Следует заметить, что Леклерк — единственный в мире танк с силовой установкой «Гипербар». Наддув дизеля происходит не от выхлопных газов (турбонаддув), а приводом от отдельной турбины. Благодаря данной прогрессивной конструкции французы получили отличные тяговые характеристики, экономичность и малые размеры МТО. Двигатель размещается в моторно-трансмиссионном отделении танка вдоль его продольной оси и скомпонован в единый блок с системами охлаждения и трансмиссией.

Источник: Журнал “Техника и вооружение” №45

ТАКОЖ ПЕРЕГЛЯНЬТЕ

Наші на Strong Europe Tank Challenge 2017

І хоч ВПЦ “3- полк” має відношення до підготовки військовослужбовців 14-ї ОМБР у м.Володимир-Волинський, з ...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com