БМП была создана в 1966—1969 годах немецкой фирмой Rheinmetall AG по заказу бундесвера. Параллельно с танком «Леопард» (проект Standart) велась разработка боевой машины пехоты проекта Neu – «новый» для совместных действий. Причем согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП проектировали те же фирмы, что создавали «Леопард» – «Рейншталь-Ганомаг» и «Рейншталь-Хеншель».
Разработка БМП заняла 9 лет. Первые образцы были показаны в 1960- 1961 гг., всего же построили и испытали 23 опытные машины, различавшиеся компоновкой и установкой вооружения. Окончательный вариант был выбран в 1966 году (М1966 Neu), а в начале мая 1969-го БМП представили на полигоне Мюнстер военному руководству, включая инспектора сухопутных войск ФРГ генерал-лейтенанта Шнеца и инспектора танковых войск генерал-майора Гудериана.
Машина получила название Marder (Куница) – немцы продолжили традицию второй мировой давать образцам бронетанковой техники имена хищных животных. На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана «Рейншталь АГ – Транспорттехник» в г.Касселе, второй фирмой стала «МАК Машинбау» в Киле. Производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 единиц в месяц. До 1975 года фирмы выпустили соответственно 1159 и 977 БМП. Первые БМП Marder 1 поступили на вооружение немецкой армии в конце 1970 года. До окончания производства в 1975-м году, всего было выпущено 2136 машин. На то время БМП Marder 1 считалась самой эффективной боевой машиной пехоты на Западе.
БМП имеет хорошую броневую защиту и высокую скорость движения по пересеченной местности, что позволяет тесно взаимодействовать с танками Леопард-1 и Леопард-2. Компоновка Marder призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него – место механика-водителя, позади – боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В ней справа размещается командир машины (он же командир отделения в звании унтер-офицера), слева – наводчик. За башней находится десантное отделение, вмещающее семь стрелков- шестеро лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы, унтер-офицер) сидит по оси машины спиной по ходу и управляет кормовым пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая откидная дверь-аппарель с гидравлическим приводом и четыре круглых люка в крыше десантного отделения. Позади механика водителя имеется запасное место со своим верхним люком и перископическим прибором наблюдения. Здесь может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа вышедшей из строя БМП.
Корпус БМП Marder 1 сварен из листов броневой стали. Отделение управления рабочее место водителя расположено слева носовой части машины, моторно-трансмиссионное отделение — справа от водителя. Позади водителя располагается один пехотинец. В кормовой части корпуса находится десантное отделение, доступ в которое осуществляется через аппарель с гидравлическим приводом в корме. На крыше корпуса в центре машины установлена башня кругового вращения с электромеханическим приводом с местами командира и наводчика. Десантное отделение снабжено перископами наблюдения и амбразурами для ведения огня из стрелкового оружия. На крыше башни находится лафет с 20-мм автоматической пушкой МК20 Rh202 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет MG3.
В 1985 году министерство обороны объявило среди приоритетных программ разработку новой боевой машины пехоты Marder-2, потребность в которой оценивалась в 2500 машин. Прототип БМП под названием Marder-2 (VT 001) впервые был официально показан 17 сентября 1991 г (общая конструктивная схема новой БМП является типичной для машин этого класса, однако, по сравнению с боевой машиной пехоты Marder-1 в ней имеются опрвделенные изменения.
Место механика-водителя находится справа в передней части корпуса, а командир и наводчик располагаются в относительно просторной башне всё той же конструкции, первый справа от пушки, второй слева. В десантном отделении размещаются семь солдат с полной выкладкой. Они занимают свои места и покидают БМП через две двери в кормовой стенке самонесущего корпуса. Шарнирные петли дверей находятся почти на оси машины, поэтому двери не мешают солдатам при спешивании и возвращении на свои места. В крыше десантного отделения предусмотрены дополнительные люки, позволяющие десанту вести огонь из стрелкового оружия, не покидая машины. От стрелковых гнезд в бортах и кормовой стенке корпуса конструкторы отказались.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях, и её наведение осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В состав системы управления огнём входят цифровой вычислитель и лазерный дальномер. Используются также стабилизированные приборы наблюдения и прицеливания с тепловизионным каналом. Место командира БМП Marder-2 оборудовано прибором с вращающейся головкой, аналогичной тем, что устанавливаются на немецких основных танках. По данным производителя, система управления огнем БМП Marder-2 ничем не уступает системам, которые применяются на танках Leopard-1A5 и Leopard-2. Кроме того, новые БМП Marder-2 предполагается оснащать навигационным оборудованием и системой автоматизированного сбора данных о машине, которая обменивается информацией с вышестоящим начальством и службой снабжения.
Дополнительное вооружение боевой машины пехоты Marder-2 состоит из пусковой установки ПТУР, пулемёта калибра 7.62 мм и 10 дымовых гранатомётов. Для борьбы с сильно бронированными объектами противника на БМП Marder-2 установили ПТРК третьего поколения PARS-3MR. Противотанковая ракета этого комплекса имела лазерную систему наведения и тандемную кумулятивную боевую часть. В качестве силовой установки на машине установлен дизельный двигатель фирмы MTU мощностью 735 кВт. Соответственно, удельная мощность двигателя составляет 17,3 кВт/т, что является достаточно высоким показателем.
Двигатель и гидромеханическая трансмиссия, состоящая из гидрокинетической передачи, планетарной коробки передач, сумматоров и механизма поворота, составляют единый блок, который постоянно Контролируется и регулируется с помощью компьютерной системы. Ходовая часть Marder-2 состоит из 6 пар двойных обрезиненных опорных катков, поддерживающих роликов, ведущих колес переднего расположения, направляющих колес заднего расположения и резинометаллических гусениц. В подвеске использованы торсионные валы.
ХАРАКТЕРИСТИКИ Боевая масса. т 42.5 Габаритные размеры, мм. длина с пушкой вперёд 6800 ширина 3200 высота 2800 Двигатель MTU mb-883. многотопливный дизель, мощность 735 кВт Удельная мощность двигателя, кВт/т 17,3 Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75 Запас хода по шоссе, км 500 Бронирование противоснарядное Экипаж, чел 3+7
ВООРУЖЕНИЕ 35/50-мм автоматическая пушка Rh503 Мк 35/50. ПУ ПТУР PARS JMR; 7.62-ММ пулемёт MG3, 10 дымовых гранатомётов Боекомплект: 1250 выстрелов, 5000 патронов, ПТУР
Источник: army-guide.com