САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 г. в ОКБ-9 завода «Уралмаш» спустя два года после выхода в свет постановления Совета министров. В процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны самоходные установки выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны они на долгое время были вытеснены более эффективными, хотя и дорогостоящими танками. Только в 1965 г. самоходная артиллерия возродилась, когда конструкторы принялись за работу над созданием САУ нового поколения.
При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.
Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.
Корпус САУ изготовлен из стальных листов, который защищает 4-х членов экипажа данной САУ. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.
Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач включает 11 передних и две задние скорости. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны, что позволяет преодолеть приблизительно 500 километров пути. Масса САУ 15,7 тонн.
«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.
Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.
Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора (в т.ч. у нас в Украине).
Источник: kollektsiya.ru