Итак, продолжение статьи о разнице между двумя видами стрельбы: практической и боевой.
Боевой стрелок понимает, что для того что бы он смог довести себя до оптимального боевого состояния, только тренировки с временным лимитом явно не хватает. В то время как практическая стрельба сконцентрирована на быстроте и точности поражения мишеней, боевая стрельба идёт на много дальше. Большое внимание уделяется инстинктивному использованию укрытий во время огневых контактов. Умение инстинктивно использовать укрытия может спасти жизнь само по себе, даже если при вооруженном нападении человек безоружен. Навык использования укрытий включает в себя и навык ухода с линии выстрела, и навык мгновенной оценки обстановки, и искусство маскировки, и многое другое. Это также важно как скорость и точность попадания. Историческим фактом является то, что как в незначительных локальных конфлитах так и в крупномасштабных мировых войнах (ВОВ), победа достигалась при помощи эффективного ведения огня и тактических манёвров.
Существует распространённая точка зрения, что накопленный опыт в практической стрельбе, может быть полезен любому боевому стрелку в критической ситуации. Тем не менее, при подготовке к чемпионату, спортсмен изначально настраивает себя на то, что он принимает участие в спортивных состязаниях, а не в реальной боевой ситуации. Говоря более понятным языком это означает, что спортсмен обязан действовать строго в рамках соревнований. Стрелок также имеет право предварительно ознакомиться с программой соревнований, и видами упражнений. Это вполне объяснимо тем, что спортсмен хочет максимально подготовиться к выполнению упражнений в стремлении занять первое место. Однако это противоречит самому принципу тактической и реалистичной подготовки потому, что мы никогда не знаем когда, где и как мы попадём в критическую ситуацию. Не следует забывать и того, что на чемпионатах по практической стрельбе спортсмены не стреляют в касках и бронежилетах. Не дует пронизывающий до костей ветер, и не льёт дождь. Не ведётся стрельба из боевых машин. Отсутствуют отвлекающие раздражители. И самое главное – мишени не стреляют в ответ.
В тактико-огневой подготовке стрелков, мы делаем акцент на три основных компонента;
Первый компонент – физический…
Второй компонент – эмоциональный…
Третий компонент – мыслительный…
Тактический стрелок не знает, что его ожидает через пять-десять метров. За этой дверью, за этим поворотом. Человек не в состоянии постоянно находится в готовности к бою. С другой стороны, внезапное нападения дает противнику ключевые преимущества. Изменение уровня боевой готовности также должно стать бессознательной реакцией бойца на изменения окружающей обстановки. У спецназа морской пехоты США, есть хороший девиз: «Тренируйся так как ты сражаешься, и сражайся так как ты тренируешься».
На тренировках по тактико-огневой подготовке необходимо делать то и только то, что вам придется делать в стрессовых условиях реального боя. Необходимо избегать всего, что может способствовать усвоению неправильных двигательных стереотипов. Применение приемов «практической стрельбы» в реальном бою – лучший путь самоубийства. Избегайте отрабатывать несколько разных вариантов действий как реакцию на одно изменение ситуации. Под огнем противника вы не будете в состоянии выбрать из них оптимальный, а несколько секунд, потраченных на принятие решения могут стать роковыми. Не стоит вносить любые изменения в привычное снаряжение и оружие, его состояние и способы ношения (к примеру, категорически не рекомендуется днем носить пистолет в поясной, а вечером в наплечной кобуре, держать дома пистолет с пустым патронником, а на улице носить оружие с патроном в стволе и т.д. и т.п.). Это может привести ктому, что стрелок в бою будет искать пистолет там, где его нет, или будет пытаться зарядить пистолет, запертый на предохранитель. Не надейтесь, что в стрессовой ситуации вы сможете сообразить, что происходит. В реальном бою вы будете не в состоянии выполнять какие-либо действия осмысленно. Вы будете делать только то, что успели отработать на тренировках до полного автоматизма. Настоящий бой не похож на стрелковые матчи или иные ситуации, когда двое бойцов по договоренности сходятся друг против друга ради награды. Задача состоит в том, чтобы победить, все очень просто. Задача не в том, чтобы выявить сильнейшего бойца или наиболее умного тактика, или самого одаренного спортсмена. Победить и выжить, или быть побеждённым и умереть…
Имея большой личный интерес и энтузиазм к практической и тактической стрельбе, я заметил что линия разделяющая эти две дисциплины на сегодняшний день практически размыта. Единственный совет, который я могу дать курсантам желающим пройти наши курсы, это вникнуть, что собой представляет каждая дисциплина, их схожести и их различия, и точно для себя определить какую цель они преследуют.
Я не отрицаю того, что любому стрелку будет полезно испытать на себе тот стресс и эмоциальную нагрузку, которые присущи любому соревнованию по практической стрельбе. Не буду отрицать и тот факт, что в России такие подразделения как «Альфа» и «Вымпел» уже включили методику практической стрельбы в боевую подготовку своих сотрудников. Однако лично я посоветую всем тем стрелкам, которые представляют тактическое сообщество, сконцентрировать своё обучение больше на тактико-огневой подготовке нежели на спорте. Необходимо много времени уделять работе с оружием с использованием защитных шлемов с забралами и очками, а также в средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Работа в средствах защиты заставляет пользоваться коллиматорными прицелами, которые повышают прицельную линию. Необходимо уделять достаточно времени на наработку вопросов, связанных со сменой вооружения, так как от этих действий напрямую зависит эффективность действий тактической группы. Подводя итог, можно сказать, что при индивидуальном, а тем более групповом обучении стрелков, с первых занятий способы боевой эксплуатации оружия должны быть тесно увязаны с тактикой и особенностями практической деятельности подразделения.
Источник: страница компании Оmega consulting group в сети Facebook.